Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

Число выявленных дроп-карт и номеров в 2026 году может увеличиться в 1,5–2 раза и достичь 1–1,2 млн из-за новых критериев ЦБ и запуска Антифрода — Ъ

В 2026 году число выявленных банковских карт дропов и телефонных номеров, используемых для незаконного вывода средств, может увеличиться в 1,5–2 раза и достичь 1–1,2 млн. Такой прогноз дают участники рынка, связывая рост не с всплеском мошенничества, а с расширением критериев подозрительных операций Банка России и запуском государственной платформы «Антифрод».

По оценкам системного интегратора «Информзащита», показатель почти вдвое превысит уровень 2025 года. В ОТП-банке также ожидают кратный рост выявлений, подчеркивая, что речь идет прежде всего о повышении прозрачности операций. Банки начинают фиксировать схемы, которые ранее оставались вне поля зрения.

Дропы остаются ключевым элементом кибермошенничества. Они используются для приема переводов от жертв социального обмана, а также в схемах нелегальных онлайн-казино и иных криминальных сервисов. Для реализации крупных операций злоумышленникам требуются сотни таких карт, что делает их уязвимыми при усилении межбанковского и межотраслевого обмена данными.

Существенную роль в росте выявлений играет расширение перечня признаков подозрительных операций. К ранее действовавшим основаниям Банк России добавил такие факторы, как смена номера телефона в онлайн-банке или на «Госуслугах» незадолго до перевода, выявление вредоносного ПО на устройстве клиента, изменение операционной системы или провайдера связи, а также переводы новым получателям, с которыми ранее не было финансовых связей. Это позволяет банкам анализировать не только суммы операций, но и поведенческие паттерны и цепочки транзакций.

На фоне ужесточения контроля мошенники будут адаптироваться. Эксперты ожидают дальнейшего дробления сумм на более мелкие переводы и роста псевдолегальных схем. В частности, переводы дропам могут маскироваться под оплату товаров с последующим фиктивным возвратом, где используется так называемое «среднее звено» — формально добросовестный участник операции.

При этом представители маркетплейсов отмечают, что рост выявляемых случаев характерен для всего финансового рынка и связан с развитием антифрод-инструментов, а не с ослаблением контроля в отдельных сегментах. Эксперты подчеркивают, что усиление антифрода должно сопровождаться прозрачными механизмами снятия ограничений в случае ошибок или отсутствия повторных нарушений.


Источник: www.kommersant.ru/doc/8342410?from=doc_lk