Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

Энергетический кризис в Европе закончился: запасы энергоносителей удовлетворительные, а цены возвращаются к средним значениям за долгосрочный период — Reuters

С середины 2021 до конца 2022 года Европа и некоторые регионы Азии были охвачены энергетическим кризисом, поскольку цены на нефть, газ, уголь и электроэнергию выросли, в некоторых случаях до рекордно высоких значений, что вынудило домохозяйства и фирмы быстро сокращать потребление.

СВО и санкции, введенные в ответ США и их союзниками, нарушили поставки энергоносителей, которые и без того были ограничены восстановлением промышленного производства после эпидемии коронавируса.

Но 18-24 месяца спустя острая фаза корректировки завершена, запасы энергоносителей удовлетворительные, а цены возвращаются к средним значениям за долгосрочный период с поправкой на инфляцию.

Несомненно, в будущем потрясений будет больше, но сбои, связанные с окончанием пандемии и вторжением России в Украину, закончились. Рынки адаптировались.

Остаточная проблема Европы заключается в том, что она заменила относительно дешевый российский трубопроводный газ на относительно дорогой СПГ, поставив под угрозу свою промышленную конкурентоспособность, но это скорее хроническая проблема, чем кризис.

На нефтяном рынке внутреннее производство сырой нефти и конденсата в США продолжало расти и превысило свой докризисный пик в августе 2023 года. Другие источники добычи, не входящие в ОПЕК, также неуклонно растут.

К концу 2022-началу 2023 года опасения по поводу перепроизводства и потенциального накопления запасов нефти сменились опасениями по поводу недостаточных поставок и быстрого истощения запасов.

В ответ Саудовская Аравия и ее партнеры по ОПЕК + несколько раз сокращали добычу, чтобы предотвратить начавшееся наращивание запасов, что резко контрастирует с давлением на них годом ранее с требованием увеличить добычу, чтобы уменьшить ожидаемый дефицит.

Быстрая корректировка также была очевидна в секторе газа, запасы которого в США с февраля 2023 года стабильно превышали предыдущий десятилетний сезонный средний показатель, а экспорт увеличился до рекордных показателей.

Цены на фьючерсы на газ в США в первом месяце торговались вблизи самого низкого уровня за последние 30 лет с поправкой на инфляцию, подтверждая, что рынок реагирует на зарождающийся профицит.

В Европе запасы газа находятся на рекордном сезонном уровне непрерывно с конца первого квартала 2023 года после необычно теплой зимы 2022/23 года и резкого падения промышленного потребления газа. Энергоемкое промышленное производство Германии сократилось примерно на 17% с начала 2022 года и не подает признаков восстановления.

Общее потребление газа в 7 крупнейших странах-потребителях Европейского Союза — Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Испании, Бельгии и Польше — снизилось на 13% за первые девять месяцев 2023 года по сравнению со средним сезонным показателем за 10 лет до вторжения в 2012-2021 годы.

Фьючерсные цены с поправкой на инфляцию на предстоящий год в ноябре составили в среднем 48 евро за мегаватт-час по сравнению с 223 евро в разгар кризиса в августе 2022 года.

Еще более серьезная корректировка произошла в секторе угля: спрос резко упал, поскольку поставки газа стали более обильными, а добыча на шахтах возросла.

Реальные цены на уголь, поставляемый в Северо-Западную Европу в ноябре 2023 года, в среднем на год составили всего 112 долларов за тонну (69-й процентиль с 2010 года) по сравнению с рекордным показателем почти в 300 долларов за тонну в сентябре 2022 года.

Что касается добычи, то Китай, крупнейшая в мире угледобывающая компания, увеличила добычу на 425 млн тонн (10%) в 2022 году и увеличила ее еще на 144 млн тонн (4%) за первые десять месяцев 2023 года.

Каждый рынок пережил несколько иной процесс адаптации, но все они характеризовались более быстрым ростом производства и более медленным увеличением потребления.

Потребление нефти росло медленнее из-за замедления экономического цикла, в то время как добыча за пределами ОПЕК + увеличивалась быстрее, подталкивая рынок к профициту.

Российский экспорт оставался высоким, несмотря на санкции, благодаря уклонению (использованию правовых лазеек, предназначенных для поддержания потока экспорта, и все более широкому использованию танкеров dark fleet) и уклонению от уплаты налогов (неправильному декларированию цен на грузы).

Что касается газа, то в 2022/23 году Европа пережила необычно теплую зиму, которая привела к сокращению потребления, а также к значительному сокращению промышленного спроса со стороны наиболее энергоемких потребителей, поскольку заводы приостановили производство.

Европа смогла заменить трубопроводный газ из России увеличением импорта СПГ, превзойдя других потребителей в Южной и Восточной Азии зимой 2022/23 года, возложив часть бремени корректировки на более бедные страны.

Что касается угля, то растущая добыча на шахтах Китая плюс экспоненциальный рост производства возобновляемой энергии за счет ветра и особенно солнечной энергии снизили дефицит и позволили генераторам увеличить запасы топлива.

Другие факторы, которые способствовали корректировке, включают высокий уровень производства гидроэнергии в Бразилии, сокращающий потребность в импорте СПГ, и необычно мягкую осень в Северо-Западной Европе в 2023 году.

Но общим фактором является огромный масштаб повышения цен в 2021 и 2022 годах, который ускорил процесс корректировки за относительно короткий период.

В результате, после крайне болезненной корректировки в 2021 и 2022 годах, производство, потребление и запасы стали намного комфортнее к концу 2023 года и в 2024 году, и фаза кризиса закончилась.

www.reuters.com/business/energy/europes-energy-crisis-is-over-kemp-2023-11-28/