Двуликий Янус: если интересы Эрдогана совпадают с интересами России, он работает с Россией, если его интересы совпадают с интересами США, он работает с США — The Economist
Три месяца назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинял америку в заговоре с целью свержения его правительства, говорил о своих “особых отношениях” с Россией и угрожал воспрепятствовать вступлению швеции в НАТО. Сегодня, после неожиданно легкой победы на президентских выборах в своей стране в мае, он строит Западу глазки. Г-н Эрдоган пообещал ускорить вступление Швеции в нато, которое он блокировал почти год, усилил свою поддержку Украине, открыто поддержав мечты этой страны о членстве в альянсе, и призвал Европейский союз возобновить переговоры о вступлении в него Турции. Он также обхаживал западных инвесторов, отложив в долгий ящик свою катастрофическую политику снижения процентных ставок в условиях растущей инфляции.
Недавние шаги уже начали приносить Турции дивиденды. Америка, похоже, готова продать ему боевых самолетов f-16 на сумму 20 миллиардов долларов и комплекты для модернизации, — сделка, ранее одобренная Конгрессом. Джо Байден, американский президент, возможно, вскоре примет господина Эрдогана, к которому оннеоднократно относился пренебрежительно, в Белом доме. Он и другие лидеры НАТО также надеются, что турецкий лидер убедит Владимира Путина вновь открыть Черное море для экспорта украинского зерна. У господина Эрдогана может появиться шанс сделать это позже в этом месяце, когда в Турции ожидают Владимира Путина.
Но увертюры г-на Эрдогана, которые носят скорее тактический, чем стратегический характер и порождены главным образом экономической необходимостью, не равнозначны перезагрузке. Европейские дипломаты преуменьшают любые шансы на подлинное сближение, пока г-н Эрдоган продолжает запугивать и сажать под замок своих критиков, позволяя процветать коррупции и подкупать государственные институты. Лидер Турции не видит необходимости решать или даже признавать какие-либо из вышеперечисленных трудностей. “У Турции нет проблем с демократией, правами и свободами”, — заявил он на недавнем саммите нато в Литве.
Отношения Турции с Америкой действительно улучшаются, но это потому, что, как и в случае с ЕС, они почти достигли дна. Турецких чиновников раздражает продолжающаяся американская поддержка курдских повстанцев в Сирии, которых Турция считает террористами. Американские власти ругают Турцию за то, что она позволила «Исламскому государству» создать халифат у себя на пороге. В Брюсселе настроения по отношению к Турции ничуть не лучше. Г-н Эрдоган попытался обменять свою поддержку Швеции на прогресс в зашедших в тупик переговорах Турции о вступлении в ЕС. Но ничего подобного не произойдет. По словам аналитиков и европейских дипломатов, лучшее, на что Турция может надеяться с господином Эрдоганом у руля, — это обновление существующего таможенного союза с ЕС, и согласование даже этого может занять годы.
Г-н Эрдоган также вызвал удивление, заняв более ястребиную позицию по Украине. За несколько дней до июльского саммита НАТО в Вильнюсе он сказал президенту страны Владимиру Зеленскому, которого он принимал в Турции впервые с начала вторжения России, что Украина “заслуживает членства в НАТО ”. Г-н Эрдоган также разозлил россиян, когда позволил г-ну Зеленскому вернуться домой с пятью украинскими командирами, ранее захваченными российскими войсками в Мариуполе и переданными Турции в рамках обмена пленными. Г-н Эрдоган ранее пообещал г-ну Путину, что мужчины останутся в Турции до окончания войны.
Перед выборами г-н Эрдоган не мог позволить себе враждовать с Россией, которая помогла ему, позволив Турции отсрочить значительные долги за газ и переведя еще миллиарды на финансирование строительства первой турецкой атомной электростанции. Однако сейчас турецкий лидер чувствует себя менее уязвимым перед давлением со стороны России. Турция является ключевым направлением для российского экспорта, туризма, а также потенциальным посредником в переговорах с Западом.
Но это также не означает поворота в сторону от России. После двух десятилетий пребывания у власти г-н Эрдоган довел до совершенства искусство заключения сделок. Он превратил Турцию в “колеблющееся государство в международной политике”, говорит Сонер Чагаптай из Вашингтонского института. Вот почему любые разговоры о возвращении на Запад неуместны. Турция господина Эрдогана больше не воспринимает себя как часть западного блока, а как автономного субъекта, способного вести дела с кем захочет. “Если его интересы совпадают с интересами России, он работает с Россией, — говорит г-н Чагаптай, — и если его интересы совпадают с интересами США, он работает с интересами США”.
www.economist.com/europe/2023/08/08/president-erdogan-wants-to-make-nice-with-the-west-on-his-terms