Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

МНЕНИЕ: ОПЕК+ подтолкнула цены. Решение альянса может привести нефть к $90 - Финам

ОПЕК+ в воскресенье провела заседание, итоги которого определят ситуацию на нефтяном рынке на весь 2024 год. Интригу перед началом встречи заострил министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман, заявив в ответ на вопрос журналистов: «Вы даже не представляете, что мы обсуждаем». Итогом стало весомое сокращение добычи нефти на следующий год: альянс скорректирует добычу в следующем году до 40,46 миллиона баррелей в сутки, что примерно на 1,4 миллиона баррелей меньше целевого уровня производства ОПЕК+ на 2023 год.

При этом ряд стран сообщил, что будут продлены в 2024 году добровольные дополнительные сокращения добычи, в том числе Россия снизит ее на 500 тыс. баррелей в сутки по сравнению с утвержденным для страны уровнем в 9,828 млн. По словам вице-премьера Александра Новака, суммарно до конца 2024 года страны ОПЕК+ планируют сократить добычу на 3,66 млн баррелей в сутки. Вдобавок ко всему этому, Саудовская Аравия решила снизить свое производство еще на 1 млн баррелей в день – пока только на июль текущего года, но мера в дальнейшем может быть продлена.

Зачем понадобилось новое снижение добычи?

Весной 2023 года несколько стран ОПЕК+ приняли решение о добровольном сокращении добычи, тогда это помогло поднять цены на 10-15%, но потом они опять упали, в том числе из-за элементов финансового кризиса в Америке, напомнил в комментарии Finam.ru ведущий эксперт ФНЭБ, научный сотрудник финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Он отметил, что проблемы в США воспринимались как повод для спекулянтов играть на понижение стоимости нефти – предполагая, что в период возможного кризиса Америке нефти понадобится меньше. Теперь, когда «внутренние игры между политическими группами относительно американского госдолга закончились», перспективы потребления нефти в США стали более стабильными, отметил Митрахович.

«Самый главный аргумент, почему ОПЕК+ решила снова сокращать добычу, – то, что эффект от сокращения, который был весной, уже выдохся. Цены тогда поднялись, теперь снова упали, и надо снова что-то делать, чтобы цена была около 80 долларов. Вот поэтому и есть новое соглашение. Россию, кстати, оно устраивает, потому что Россия и так вынуждена сокращать добычу, в том числе из-за санкционных эффектов. Поэтому когда вместе с Россией сокращают конкуренты и одновременно партнеры по ОПЕК+ — для нас ничего лучше этого придумать невозможно, очень удачно для нас. Вообще, ОПЕК+ — пример, когда энергетическая дипломатия России успешно работает», — объяснил эксперт.

Также он обратил внимание, что в Китае промышленное производство восстанавливается не так быстро, как многие рассчитывали — это тоже одна из причин, почему цены на нефть не росли и даже падали в последнее время. В том числе из-за этого фактора было решено сокращать производство нефти внутри ОПЕК+.

Вадим Сенкевич, начальник отдела структурных продуктов «РСХБ Управление Активами», согласен с этой точкой зрения. «Решение Саудовской Аравии по увеличению объемов сокращения производства связано с тем, что предыдущий раунд ограничений, согласованный два месяца назад, не привел к устойчивому росту цен. Таким образом, добыча в Саудовской Аравии в июле текущего года составит 9 млн барр. в сутки. Это самый низкий показатель с июля 2021 года, когда происходило восстановление добычи после пандемии COVID-19», — подчеркнул Сенкевич.

По его словам, решения ОПЕК+ и, в частности, Саудовской Аравии можно назвать важными для рынка нефти, но неожиданными — скорее нет. «С начала года цена нефти марки Brent сократилась на 8,8%, а цена нефти марки WTI снизилась на 8,6% за аналогичный период. Вероятнее всего, давление на рынок нефти оказали слабые статистические данные из Китая. Мы наблюдали, что значения индексов деловой активности в промышленности оказывались ниже ожиданий, уровень инфляции оказывался ниже, чем прогнозировали аналитики. Месячные объемы промышленного производства по сравнению с аналогичными показателями 2022, хоть и оказывались слабыми, но близкими к прогнозным значениям в феврале и марте 2023. При этом по итогам апреля 2023 рост составил всего 5,6% в годовом выражении против прогнозных 10,9%. Объем розничных продаж по итогам апреля 2023 увеличился на 18,4% против ожидаемого роста на 21%», — привел данные Сенкевич.

Что будет с балансом на рынке и ценами?

По мнению Вадима Сенкевича, в результате решения ОПЕК+ рынок нефти должен показать как краткосрочный, так и среднесрочный рост. «Большинство аналитиков сходятся во мнении, что цена на нефть марки Brent может приблизиться и, возможно, даже превысить отметку $80 за барр. Однако на уровни нефтяных цен влияет множество факторов, за которыми необходимо следить и оценивать влияние каждого», — добавил он. Касаясь решения вопроса с госдолгом США, он отметил, что этот фактор вряд ли прямо влияет на нефтяной рынок.

Прошедший саммит альянса ОПЕК+, как и ожидалось, уже привел к повышению цен на нефть, отметил аналитик «Финама» Александр Потавин. Котировки Brent поднялись в понедельник в район $78,4/барр., то есть к максимумам за последний месяц. Во второй половине дня стоимость Brent прибавляет около 2,5% и остается в районе 78 долларов за баррель.

Мощного ценового ралли пока не наблюдается, поскольку все принятые решения относятся к будущим объемам добычи. Однако во второй половине июня у нефти есть шансы пойти дальше вверх, в район $80/барр., полагает Потавин.

Относительно решения Саудовской Аравии о дополнительном снижении добычи на 1 млн баррелей в сутки эксперт отмечает, что «столь значимые объемы недопоставок нефти могут весьма позитивно сказаться на стоимости сырья».

«Новые сокращения в добыче могут компенсировать сокращение спроса в случае экономических проблем в странах ОЭСР, но пока нет ясности, насколько масштабным будет торможение мировой экономики. Обращает на себя внимание тот факт, что альянс нефтедобывающих стран в этот раз сделал упор на длительное сокращение квот, отказавшись от прежней более оперативной корректировки своей добычи на несколько месяцев вперед. По всей видимости, такой шаг говорит о неуверенности членов ОПЕК+ в сохранении среднесрочных темпов роста мировой экономики, с учетом выросших кредитных ставок», — прокомментировал эксперт.

По его словам, заявленные действия ОПЕК+ направлены преимущественно на среднесрочный рыночный баланс, поэтому не приведут к сиюминутному ценовому ралли. «Тем не менее, действия альянса во второй половине этого года приведут к увеличению дефицита на рынке нефти, а значит и к более высоким ценам. Мы ожидаем увидеть котировки Brent ближе к концу года в районе $88-90/барр.», — резюмировал Потавин.

А что будет с акциями российской нефтянки?

Для акций российских нефтяников итог заседания ОПЕК+ можно назвать нейтральным, полагает аналитик «Финама» Сергей Кауфман. Он отметил, что перед заседанием бумаги практически всех российских нефтяников полностью отыграли падение с начала СВО, хотя цены на нефть марки Urals держатся в диапазоне $50-60 за баррель, а дополнительный рост налоговой нагрузки в ближайшие кварталы уже выглядит практически неизбежным на фоне растущего дефицита бюджета.

Частично рост был связан с дивидендным сезоном, хотя из позитивных сюрпризов в секторе можно выделить только рост нормы выплат «Татнефти» до 55% прибыли по МСФО – дивиденды прочих нефтяников оказались либо близки к консенсусу, либо ниже его, отметил Кауфман. Другой причиной могла быть надежда на быстрое восстановление цен на нефть после заседания ОПЕК+, но пока позитив от действий членов альянса выглядит умеренным – цены на нефть марки Brent все еще заметно ниже отметки $80 за баррель.


«При этом при текущих ценах на нефть прогнозная дивидендная доходность большинства крупных нефтяников по итогам 2023 года составляет 9-13%, что в условиях повышенных геополитических рисков является крайне скромным значением для сектора и сопоставимо с доходностью ОФЗ. На этом фоне мы считаем полное восстановление акций российских нефтяников от кризиса преждевременным и умеренно негативно смотрим на сектор», — скептичен эксперт.

Главный аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий среди бенефициаров решения ОПЕК+ видит все основные нефтяные компании, кроме «Башнефти», так как «Роснефть» в прошлые периоды активно сокращала добычу именно на месторождениях «Башнефти».

Российский бюджет не останется в проигрыше

Митрахович, касаясь вопроса о том, как предстоящее сокращение добычи скажется на наполняемости российского бюджета, подчеркнул: «Российские доходы зависят от объемов экспорта и от цен, поэтому я думаю, что тут будет уравновешен эффект — цены вырастут, а производство сократится».

Павел Паевский, аналитик долгового рынка «РСХБ Управление Активами», в комментарии Finam.ru обратил внимание на цифры. Он напомнил, что доля нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета России по итогам 2022 года составила около 42%. При этом известно, что в 2022 году Россия экспортировала 242 млн тонн сырой нефти (+7,6% г/г), что эквивалентно примерно 1 762 млн барр. В денежном выражении объем доходов от экспорта нефти вырос на 42,8%, до $386,3 млрд.

»В данной связи сокращение объемов добычи в странах ОПЕК+ и разрешение ситуации с потолком госдолга в США должны, с одной стороны, поддержать рынок нефти и, следовательно, доходную часть федерального бюджета РФ. Но, с другой стороны, не следует забывать и про то, что Россия по санкционным причинам продает свою нефть с существенным дисконтом к бенчмаркам и не может быть бенефициаром на 100% от повышения мировых нефтяных цен», — подчеркнул Паевский.

При этом он отметил, что дисконт в последние месяцы имеет тенденцию к сокращению. К примеру, по данным Минфина, по итогам мая текущего года средняя цена нефти российской марки Urals в мае составила $53,34 за барр. (-32,3% в годовом выражении), а по итогам пяти месяцев — $51,5 за барр. (-38,3%). При этом средняя цена эталонной марки Brent в мае равнялась $75,7 барр. То есть дисконт Brent к Urals в мае составил около $22 за барр. (или 30%) против $25 (30%) в апреле. «Ожидаемый от сокращения добычи рост цены Brent, конечно, должен привести к росту цены Urals, что, в свою очередь, поможет федеральному бюджету РФ», — заключил Паевский.

Следующая министерская встреча ОПЕК+ запланирована на 26 ноября 2023 года в Вене. При этом мониторинговый комитет ОПЕК+ (JMMC) сможет запрашивать министерские встречи в любое время для рассмотрения изменений на рынке, когда это будет сочтено необходимым.