МНЕНИЕ: Российский нефтегаз может заработать в Туркмении - кто от этого выиграет? - Газпромбанк Инвестиции
В конце апреля Туркмения организовала в Дубае Международный форум по привлечению иностранных инвестиций в свой энергетический сектор. Страна долгое время была закрыта для большинства инвесторов, вследствие чего смогла полностью раскрыть потенциал производства и экспорта из-за существенных финансовых затрат. Теперь же в условиях перераспределения рынка Туркмения может оказаться в нужном месте в нужное время.
Сколько запасов у Туркмении
Туркмения занимает 4-е место после России, Ирана и Катара в мире по запасам газа. Также страна обладает нефтяным потенциалом на шельфе Каспия. Углеводородные ресурсы Туркмении оцениваются более чем в 71 млрд тонн нефтяного эквивалента — это более 20 млрд тонн нефти и свыше 59 трлн куб. м газа. Однако в 2022 году в стране было произведено всего 82,7 млрд куб. м газа.
Одной из своих главных задач Туркмения ставит освоение морских блоков Каспия за счет иностранного капитала. Запасы этого региона оцениваются экспертами в 12,1 млрд тонн нефти и конденсата и 6,1 трлн куб. м газа. Туркмения разделила свой сектор в Каспийском море на 32 участка, в пяти из которых уже ведутся нефтяные работы — сейчас там добывается 1 млн баррелей в сутки. В 2023 году иностранным инвесторам планируется предложить два таких блока для разведки сырой нефти. На первом этапе разработки, на который потребуется около $600 млн, планируется пробурить 60 разведочных и эксплуатационных скважин.
Кому из российских эмитентов это выгодно
Интерес к запасам одного из участков, объемы которого составляют около 219 млн тонн нефти и 100 млрд куб. м газа, ранее проявляла Роснефть.
ЛУКОЙЛ, обладающий успешным опытом разработки нескольких месторождений в российской части Каспия, также заинтересован в участии в разработке месторождений, хотя конкретных решений пока не озвучено. На наш взгляд, в развитии новых территорий также может быть заинтересована и Транснефть.«Газпромбанк Инвестиции»
Инвесторов могут привлечь бонусы
Законы страны предусматривают привлекательные налоговые условия для инвесторов. Так, закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» предусматривает лишь один вид налога — налог на прибыль и 2–3 платежа за право использования природных ресурсов. При этом во многих странах аналогичные нормы предполагают не менее 10–12 налоговых и обязательных платежей.