В прошлом году добывающие компании перечислили в бюджеты всех уровней налоги на общую сумму 33,58 трлн рублей, обеспечив наполнение 40% всей российской казны. - Газпромбанк Инвестиции
В прошлом году добывающие компании перечислили в бюджеты всех уровней налоги на общую сумму 33,58 трлн рублей, обеспечив наполнение 40% всей российской казны. Но в 2023 году ситуация может измениться.
Что произошло?
Рекордные цены на экспортируемые Россией углеводороды, а также взлетевшие котировки удобрений и угля сделали сырьевые компании крупнейшими донорами бюджета. На фоне слабого курса рубля зимой и весной 2022 года налоги принесли на 39% больше фискальных доходов по сравнению с прошлым годом.
Больше всех принес налог добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 2,5 трлн рублей (рост на 72%).
Поступления от внутреннего НДС добавили еще 1,0 трлн.
Налог на доходы физических лиц — около 800 млрд.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД) — 700 млрд.
Налог на прибыль предприятий — 300 млрд.
Что изменилось?
Из-за сокращения экспортных поставок углеводородов и дисконта на российские нефтепродукты налоговые поступления от сырьевого сектора в 2023 году могут снизиться более чем на треть.
При сохранении цены Urals в ~$50 за баррель и повышенных расходов дефицит бюджета, который сверстан исходя из цены Urals в $70,1 за баррель, может составить 5,5–6 трлн рублей вместо заложенных в 2023 году 2,9 трлн.
Корректировка налогов на нефть и обсуждаемый с властями однократный добровольный взнос от крупных компаний может сократить эту цифру на 0,9–1,1 трлн рублей. Но даже этих мер может не хватить, чтобы покрыть дефицит.
Что делать инвесторам?
Для покрытия бюджетного разрыва в 4,3–5,0 трлн рублей, вероятно, Минфину придется увеличить объем заимствований на внутреннем рынке. Это может привести к росту доходности ОФЗ до 10–10,25% на среднем и 11% в долгосрочной перспективе. Банк России ставит таргет инфляции с 2024 года в районе 4%, поэтому 2023 год может стать оптимальным для покупки пяти- и десятилетних ОФЗ с расчетом на высокую доходность и рост их стоимости по мере снижения инфляции и ставки Банка России.