Аргумент в пользу ралли рынков остается относительно сильным, несмотря на некоторые тревожные события — Bloomberg
Снижение инфляции и открытие Китая сформировали позитивные настроения на мировых рынках, при этом большинство основных классов активов показали рост в первом месяце 2023 года. И хотя есть основания полагать, что эта тенденция может сохраниться в течение года, стоит учитывать риски.
Несколько данных за последние недели ставят под сомнение оптимистичный рыночный нарратив. Тем не менее медвежьи аргументы в пользу рискованных активов легко опровергнуть. Риски по-прежнему смещены в сторону повышения.
Просрочки по автокредитам растут. По данным Fitch Ratings, в декабре процент субстандартных автозаемщиков, которые просрочили свои счета не менее чем на 60 дней, вырос до 5,67% по сравнению с семилетним минимумом в 2,58% достигнутом в апреле 2021 года.
Просрочки по автокредитам вызывают особую тревогу, поскольку, как ни странно, потребители, как правило, продолжают оплачивать этот счет, даже если им не хватает денег на погашение других долгов. Логика такова: если у вас конфискуют машину, вы не сможете ездить на работу.
Но хотя всплеск просрочек вызывает беспокойство, сравнения с 2009 годом понижают значимость этого факта. Просрочки и раньше были на этом уровне или даже выше. Это не конкретное свидетельство жесткой посадки экономики.
Второе беспокойство заключается в том, что стоимость энергии — ключевой фактор дезинфляции в конце прошлого года — может дать задний ход и снова стать проинфляционным. Рост активности экономики Китая может стимулировать спрос на нефть в ближайшие месяцы, вызвав более ястребиную реакцию и нанеся ущерб акциям, по крайней мере, так гласит теория.
И действительно, в период с апреля 2021 года по октябрь прошлого года энергетика постоянно повышала общую инфляцию более чем на 1 процентный пункт. Он достиг пика в 2,95 п.п. в июне и упал до 0,5 п.п. в декабре в США.
Но здесь нужно учитывать эффект базы. Нефть марки Brent остается дешевле, чем за весь прошлый год до середины ноября (за исключением краткого всплеска в сентябре). Это означает, что годовое влияние на общий индекс потребительских цен, вероятно, будет отрицательным в течение некоторого времени.
Последний фактор заключается в том, что власти все еще работают над ужесточением финансовых условий — и судьба всех активов привязана к доступности и стоимости кредита.
Противодействие этому аргументу состоит в том, что ужесточение само по себе является реакцией на преобладающие условия. Конечно, ФРС остается ястребиной, в то время как экономика остается сильной. Это, вероятно, будет менее значимым, если рынок труда пошатнется и цены на жилье рухнут, даже если инфляция останется выше целевого уровня.
В целом, бычий аргумент в пользу ралли всего остается относительно сильным, несмотря на некоторые тревожные события.