МНЕНИЕ: НЛМК меньше других российских металлургов пострадала от санкций - Финам
Эксперты, принявшие участие в онлайн-конференции «Итоги 2022 года в металлургии — нержавеющие проблемы» на сайте Finam.ru обюсудили, каково влияние санкций на российские компании, какие компании постарадали сильнее, а какие меньше всего.
Виталий Манжос, старший риск-менеджер «Алго Капитал», отмечает, что от европейских санкций больше пострадала компания «Северсталь». Ранее поставки в Европу формировали порядка 34% ее выручки.
Поставки компании НЛМК в ЕС по итогам 2021 года составили около 12.6% от физического объема продаж.
Что касается ММК, то до весенних санкций на Европу приходилось лишь около 6% ее продаж. Основные внешние поставки ММК были ориентированы на ближневосточный регион.
«На мой взгляд, имеет смысл «делать ставку» не на восстановление стоимости акций отдельной компании, а на все бумаги «большой тройки»: НЛМК, ММК, «Северсталь». По мере улучшения ситуации в отрасли они будут привлекательны примерно в равной степени, — полагает г-н Манжос.
Производители промышленных металлов («Норникель», «РУСАЛ») оказались относительно защищены от санкций по причине того, что цены на эти металлы очень чувствительны к любым перебоям с поставками. «Но это не общее и не вечное правило. Например, в начале декабря стало известно, что европейский авиастроительный концерн Airbus намерен отказаться от использования российского титана в течение нескольких месяцев. Указанная новость оказала видимое давление на стоимость акций ВСМПО-АВИСМА (VSMO). Иными словами, уровень внешнего санкционного давления на отдельные компании может меняться по мере развития ситуации», — подытожил он.
Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global, говорит о том, что пострадали, в основном, производители стали. «Их продукция затронута напрямую, эмбарго затрагивает 17% экспорта (39,5 млн тонн). Они вынуждены сокращать производство, в том числе, идти на крайние меры — остановки доменных печей. Производители цветных и драгоценных металлов затронуты косвенно. Усложнилась логистика, выросла ее стоимость, расчеты за продукцию оказались подвержены рискам. Экспорт в ряд стран стал невозможен (отзыв сертификатов качества, запрет на внешнеторговые сделки по низкой цене и др.). В наименьшей степени издержки несут «РУСАЛ» и ГМК, в большей степени – «Полюс», — прокомментировал эксперт.
Алексей Калачев, аналитик ФГ «Финам», говорит о том, что до сих пор бизнес НЛМК в наименьшей оказался задет санкциями. «Владимир Лисин, в отличие Виктора Рашникова и Алексея Мордашова, не фигурирует в санкционных списках. Бизнес НЛМК выстроен таким образом, что прокат для рынков США и ЕС производится на заводах НЛМК в этих регионах, куда компания поставляет слябы. Восьмой пакет ЕС расширил запрет на импорт стали также и на слябы, но отсрочил введение этого ограничения на целых два года. Таким образом, экспорт НЛМК должен был пострадать в меньшей степени. Как мы видим из операционной отчетности, продажи НЛМК за 9 мес. 2022 г. не только не упали, но даже выросли на 4,3%. К тому же, компания пока единственная объявила промежуточные дивиденды, хотя и небольшие. Правда я не думаю, что это смена политики. Возможно, просто Владимиру Лисину для чего-то понадобились деньги. Но тем не менее, акции НЛМК пока веду себя несколько хуже, чем ММК и «Северстали». Возможно, что все дело в том, что санкционные риски уже реализованы в бизнесе ММК и «Северстали», и уже учтены в ценах, а риски по НЛМК все еще не реализован и потому давит на рынок? Я полагаю, эти риски переоценены, а компания недооценена рынком, и имеет больше перспектив», — сообщил г-н Калачев.
«Норникель» и «РУСАЛ» практически не попали под санкции. Последний 9-й пакет ЕС анонсировал ограничения на новые инвестиции в сектор ГМК, но фактически дал на них разрешение. Компании больше страдают от высокого курса рубля. Впрочем, как мы видим, и это проходит.
Более всех от санкций пострадала четная металлургия. Для отрасли закрылся важный экспортный рынок — ЕС. Много было затрачено сил, чтобы закрепиться на этом конкурентном рынке. В отличие от нефти, переправить экспорт стали на Восток не так просто. На регион ЮВА приходится более 70% мирового производства стали, в том числе более 50% — на Китай. Производители из этого региона — наши главные конкуренты. Внутренний спрос в РФ также сократился после ухода зарубежных машиностроительных брендов. Плюс ко всему — выросла налоговая нагрузка на отрасль.
Отрасль золотодобычи оказалась под комплексным давлением санкций, направленных одновременно против экспорта золота, против аффинажных заводов, против крупнейших банков с лицензией на операции с драгметаллами, против поставок тяжелой техники и горнодобывающего оборудования. Компаниям приходится выстраивать собственную экспортную логистику на восток На помощь им пришел Банк России, возобновивший закупку золота, а также отмена НДС на операции с золотом физических лиц», — подытожил он.
Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс», согласен со своими коллегами: «НЛМК — компания, которая меньше других Российских металлургов пострадала от санкций. И если раньше это позволяло акциям НЛМК падать меньше акций других металлургических «сестер», сейчас это становится сдерживающим фактором для роста акций НЛМК. Потому что нереализованные риски закладываются в цену акций компании. А риски есть. НЛМК владеет крупными компаниям и в ЕС и агрессивные действия в адрес собственности НЛМК в ЕС, возможны».