Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

МНЕНИЕ: Если Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет не будут бороться с контрафактом, то он их заполонит - Финам

Прямую связь обмена информации о продавцах контрафакта с параллельным импортом высокотехнологичной продукции найти сложно. А косвенно параллельный импорт создаёт новые риски для потребителей и маркетплейсов, в том числе и риски продажи поддельных айфонов малоизвестными продавцами по привлекательным ценам.

Но строго говоря, контрафакт – это не параллельный импорт и не контрабанда (т.е. товар, ввезённый в обход таможни), а попросту подделка. Типичный контрафакт – это автоматы Калашникова, произведённые вне России, их насчитывали десятки миллионов.

И в общем-то, можно было бы только мечтать, о том, чтобы у нас расцвёл контрафакт хайтека, то есть продавались айфоны местной сборки, а также выдаваемые за продукты SAP и Oracle ERP-системы. Если бы у нас местные заводы, собирающие смартфоны (OEM), стали продавать их под раскрученными брендами, то я бы не сказал, что это было бы однозначно плохо. Но вопрос этот – чисто теоретический, потому что таких заводов нет.

А теоретически, наверное, наше правительство должно было бы закрывать глаза на контрафакт в хайтеке, если бы он был. То есть если бы умельцы продавали поддельную операционную систему Windows вместо настоящей, это спасало бы сразу нескольких зайцев – потребителей, намертво подсевших на «винду», национальную безопасность от санкций и отечественных разработчиков.

Но понятно, что Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» будут обмениваться информацией не о гипотетических хайтек – российских Левшах, а о продавцах более традиционных товаров и услуг. Самым распространённым в нашей стране контрафактом считалась водка. Но её нельзя купить онлайн. В онлайне традиционные сегменты с высокой долей контрафакта – одежда, парфюмерия, косметика, игрушки, несложная техника. И, безусловно, онлайн-маркетплейсы не должны служить каналом для контрафакта. А объективно они, конечно, очень привлекательны в этом качестве, потому что снижают издержки продавцов. В случае проблем поменять онлайн-вывеску куда проще, чем снять новое помещение.

И если маркетплейсы не будут бороться с контрафактом, то он их заполонит. Это поставит крест на главной проблеме онлайн-торговли – проблеме доверия покупателя. Надо иметь в виду, что покупать онлайн сейчас идёт уже позднее большинство, то есть не особо обеспеченная часть общества, имеющая достаточно времени для предъявления претензий, требования возврата и обмена и т.п. То есть для маркетплейсов, в отличие от продавцов, контрафакт – проблема. У продавцов контрафакта нет своего бренда, они заимствуют чужой. А вот бренд маркетплейса – это один из его главных активов.
Делицын Леонид
ФГ «Финам»

Соответственно, справиться с контрафактом для маркетплейсов так же важно, как было важно для купонных агрегаторов победить нечестность продавцов. Купонные агрегаторы, в основном, полегли в битве, а маркетплейсам придётся пойти на жертвы – в том числе на обмен информацией с конкурентами. Но эти затраты необходимы и позитивно скажутся и на силе брендов маркетплейсов, и на лояльности потребителей, и даже на развитии систем искусственного интеллекта, которые, наверняка, обрабатывают все сигналы о контрафакте.

Непосредственно влияния на цену акций Ozon и «Яндекс» один этот проект не окажет. Но стратегически компании правильно поступают, генерируя постоянный поток позитивных новостей