Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

МНЕНИЕ: Удобрения: дефицит важнее санкций - Финам

Российские эмитенты — производители удобрений оказались в исключительном положении по отношению как к эмитентам других отраслей, так и к зарубежным конкурентам. Производство удобрений стало одной из отраслей, которая не попала под санкции и вряд ли попадет.

Это оказалось возможным благодаря образованию дефицита удобрений на фоне растущего спроса и значимому весу российских поставщиков на мировом рынке. На Россию приходится около 10% мирового производства химических и минеральных удобрений, в том числе около 8% азотных, около 7% фосфорсодержащих и около 16% калийных.

В последние месяцы, несмотря на сохраняющийся дефицит, на мировом рынке удобрений, как и на других сырьевых рынках, отмечается ценовая коррекция. Цены на карбамид с апрельских пиков за 3 месяца спустились на 30%, а цены на DAP (диаммонийфосфат) откатились на 20%.

Похоже, что удобрения на рынке ведут себя, как и другие commodities, то есть теряют цену на фоне укрепления доллара вслед за повышением ставок ФРС США. Вероятно, такая коррекция может быть поддержана сезонным фактором — в Северном полушарии во всю идет уборочная, а до новой посевной кампании еще далеко. В таком случае к следующей посевной котировки возобновят рост на фоне нового роста спроса и сохраняющегося дефицита удобрений.

Устойчивость сохраняют цены на хлористый калий, но это специфический рынок, на котором заключаются долгосрочные сделки с большими объемами и фиксированными условиями. Здесь цены меняются дискретно, они приступили к подъему позже остальных и пока не спешат опускаться.

В условиях дефицита удобрений и возможного продовольственного кризиса Европейский союз не стал вводить санкции против удобрений из России, за исключением некоторых ограничений по калийным удобрениям, применяемым, чтобы исключить обход санкций против Белоруссии. США и вовсе еще в марте добавили удобрения в список жизненно необходимых продуктов наравне с сельскохозяйственной продукцией, лекарствами и медицинскими изделиями, что исключает для них возможность попасть под какой-либо запрет.

Ряд владельцев и топ-менеджеров российских производителей удобрений попали под персональные санкции. Риски самих компаний от персональных санкций были оперативно купированы передачей прав и полномочий:

Основной акционер «Акрона» Вячеслав Кантор передал свою долю в 45,1% в управление трем топ-менеджерам компании. Дмитрий Мазепин перестал быть контролирующим акционером «Уралкалия», продав 52% в ООО «Базовая химическая компания „Уралхим“, а также „Уралхима“, передав контролирующий пакет двум топ-менеджерам компании. Андрей Мельниченко передал управление „Еврохимом“ своей супруге и покинул совет директоров компании. В „ФосАгро“ бывший гендиректор компании Андрей Гурьев оставил свой пост и вышел из совета директоров компании. Его отец, Андрей Гурьев-старший, покинул должность заместителя председателя совета директоров. Крупный акционер „ФосАгро“ Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета, передал свой пакет в 20,6% своей жене, Татьяне Литвиненко. Не вызывает сомнений, что все они сохраняют доступ к своим активам, однако и ЕС, и США, и другие страны, вводящие санкции против России, смотрят на это сквозь пальцы.

Негативным для отрасли является косвенное влияние прочих санкций — против финансового сектора и транспортной отрасли, создавая проблемы в логистике поставок и в расчетах за них, а также отказы зарубежных контрагентов и предприятий транспортной инфраструктуры от работы с российскими поставщиками.

Так, например, власти Латвии заблокировали терминалы „Уралхима“, через которые отгружалась продукция этой компании и „Уралкалия“. Транспортные возможности компаний сократились кратно, что отразилось в заметном сокращении производства и экспорта калийных удобрений из России. Впрочем, „Уралхим“ остается непубличной компанией, а „Уралкалий“ стал ею после делистинга и принудительного выкупа акций в 2019 г.

На фоне логистических проблем Минпромторг РФ в марте рекомендовал производителям удобрений сократить объемы экспорта. Кроме того, в РФ были введены квоты на экспорт азотных и азотсодержащих удобрений. Впрочем, экспортные квоты ограничивали только рост экспорта в целях обеспечения внутренних потребностей в удобрениях, они были не намного меньше средних объемов прошлых лет, а впоследствии еще и были увеличены.

Федеральная таможенная служба закрыла статистику по экспорту. По данным ИПЕМ, за пять месяцев 2022 г. отгрузка производителями удобрений на экспорт сократилась г/г на 21,8%, в то время как отгрузка на внутренний рынок выросла на 20,1%. Мы же полагаем, что это произошло в большей степени за счет сокращения экспорта калийных удобрений, о чем может говорить статистика по производству.

Выпуск минеральных и химических удобрений в РФ, по данным Росстата, за пять месяцев 2022 г. сократился г/г на 7,1%. При этом падение на 21,5% отмечалось в калийных удобрениях, в то время как производство азотных выросло на 2,7%, а фосфорных — на 2,3%. Да и в производстве калийных в мае наметился перелом, и объемы развернулись к росту.

А недавно российские экспортеры на фоне санкций против других отраслей получили настоящий подарок. 14 июля Министерство финансов США выпустило генеральную лицензию, разрешающую транзакции с Россией, связанные с продовольствием, удобрениями, посевными материалами, лекарствами и медицинским оборудованием. Таким образом, расчеты в долларах, запрещенные санкциями для других отраслей российской экономики, были выведены из-под ограничений для поставок удобрений. Кроме того, своим седьмым пакетом санкций, принятым 20 июля, ЕС смягчил условия по расчетам за сельскохозяйственную продукцию, включая поставки удобрений.

Необходимо также упомянуть, что еще год назад в России производителями были заморожены внутренние цены на удобрения для поставок сельскохозяйственными предприятиям. Эта „заморозка“ продлилась до конца мая 2022 г. До конца года предполагается провести три раунда повышения внутренних цен, которые уже согласованы с Минэкономразвития, с ФАС и Минсельхозом. Первая индексация должна была произойти с 1 июня — на 5% для всех видов удобрений, кроме селитры. Вторая с 1 сентября — на 5%, а селитра — на 10%. И третья индексация будет 1 декабря — на 8,4%, по селитре — на 8,6%.

Хотя цены ограничены на внутреннем рынке, российские производители не в проигрыше, поскольку экспортируют большую часть продукции. При этом они находятся в выигрышном положении по сравнению с зарубежными конкурентами, поскольку обеспечены сырьем и энергией по регулируемым ценам. Им нет необходимости покупать газ и электроэнергию по мировым рыночным ценам, что позволяет контролировать затраты и иметь сильное ценовое преимущество на внешних рынках.

Сектор производителей удобрений представлен на российском фондовом рынке акциями трех производителей:

Акции „ФосАгро“, основного производителя фосфорсодержащих удобрений, включенные в состав индекса МосБиржи.

Акции „Акрона“, крупного производителя азотных и смешанных удобрений.

Гораздо менее ликвидные на рынке обыкновенные и привилегированные акции „КуйбышевАзота“, крупного производителя азотных удобрений.

Акции лидеров сектора демонстрируют заметно более сильную динамику по сравнению с рынком. По состоянию на закрытие рынка 22 июля 2022 г. акции „Акрона“ показали рост с начала года на 34,7%, акции „ФосАгро“ выросли за это время на 24,3%, а вот индекс МосБиржи упал на 44,6%.

Под влиянием общей санкционной ситуации „Акрон“ приостановил публикацию операционной и финансовой отчетности. Последняя доступная отчетность — за 9 месяцев 2021 г. Годовое собрание акционеров приняло решение не распределять итоговые дивиденды за прошлый год, утвердив годовые дивиденды в пределах ранее выплаченных промежуточных дивидендов за 9 месяцев 2021 г. Такая закрытость и отказ от дивидендов снижают привлекательность и повышают риски инвестиций в акции компании, хотя они объективно остаются сильнее рынка.

Компания „ФосАгро“ воздержалась от публикации операционных и финансовых результатов за 1-й кв. 2022 г. Собрание акционеров не приняло решение об итоговых дивидендах за 2021 г. Этот вопрос оказался отложенным на неопределенный срок, как и вопрос о промежуточных дивидендах в 2022 г., хотя менеджмент компании допускал возможность их распределения.

На общем фоне и с учетом всех факторов мы сохраняем наш рейтинг по акциям „ФосАгро“ на уровне „Лучше рынка“.
Калачев Алексей
ФГ „Финам“