Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин о том, как жить российским инвесторам в новой реальности — интервью, Ведомости

ЦБ предстоит сделать так, чтобы ситуация, когда во многих сферах финансового рынка доминирует один игрок, не стала еще хуже, особенно в развитии технологий. «Крупный бизнес тоже понимает, что, если он сегодня будет продолжать иметь какие-то инновации, продукты, технологические решения, которые не доступны другим, ситуация может привести к тому, что через какое-то время регулятор директивно потребует либо изменить эту систему, либо поделиться ею с другими», – делится своими мыслями первый зампред Банка России Владимир Чистюхин – куратор развития финансового рынка. В своем интервью он также рассказывает, как ЦБ намерен решать вопрос с заблокированными в НРД бумагами, раскрывает детали продажи «ФК Открытие» и рассуждает о подорванной вере в существующие резервные валюты.

Нам нужно обеспечивать свободный переток информации, ее защиту, давать равный доступ провайдерам разных видов услуг к экосистемной платформе, обеспечивать возможность перехода клиентов из одной экосистемы в другую.

Обострилась проблема консолидации его субъектов – в первую очередь банковского сектора как ключевого элемента российского финансового рынка. 

Еще одна тема связана с произошедшим делением банков на санкционные и несанкционные. 

Несмотря на санкции, тема технологического развития продолжает оставаться ключевой. 

На мой взгляд, пришло время развивать синдицированное кредитование во всех видах и формах. Для этого готовятся соответствующие законодательные изменения.

Нам надо сократить перечень тех инструментов, которые предлагаются неквалифицированным инвесторам (сейчас неквалифицированным инвесторам без сдачи теста доступны акции наиболее ликвидных российских компаний, при успешной сдаче – структурные облигации, маржинальная торговля, евробонды, иностранные акции, фьючерсы и опционы и проч. – «Ведомости»). Это все-таки должны быть базовые, простые инструменты типа высоконадежных облигаций, акций верхних эшелонов, паев открытых фондов и ряда иных инструментов.

Например, убрать структурные облигации и в принципе структурные продукты – мне кажется это все те продукты, к которым сегодня простой розничный инвестор не готов. 

Необходимо также решить вопрос с теми активами, которые сегодня в большом объеме заморожены в иностранных депозитариях

Сколько ценных бумаг сейчас заморожено в НРД? – В рублевом эквиваленте – около 6 трлн руб.

Самый простой – каждый несанкционный владелец замороженной акции или облигации идет в зарубежный суд и пытается отстоять свои права. 

Еще один вариант – дать возможность неквалифицированным инвесторам избавиться от этих активов. 

Главная цель – предоставить возможность неквалифицированным инвесторам реализовать не сами бумаги, а требования по ним.

Я очень надеюсь – и в законодательстве так прописано, – что ограничение по раскрытию – временная мера. Все-таки долгосрочно инвестор, чтобы оценивать свои риски, должен иметь регулярно обновляемую информацию, как функционирует компания.

Еще один важный момент – резкое ухудшение ситуации с составом совета директоров. 

И мне кажется, что через какое-то время банкам стоит дать возможность выбора – раскрывать или не раскрывать информацию.

Мы сейчас рассматриваем продажу группы «Открытие» банку ВТБ. Группы, которая объединяет банк, НПФ «Открытие», «Росгосстрах», ряд других компаний. Мы бы хотели провести рыночную оценку стоимости этого бизнеса, для чего будут наняты профессиональные оценщики.

Нам представляется, что для предоставления наилучших возможностей по развитию банковского бизнеса и группы «Открытие», и группы ВТБ их слияние было бы наиболее правильным.

«Действия наших недавних партнеров подорвали веру в существующие резервные валюты» — Ведомости (vedomosti.ru)