Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

МНЕНИЕ: Риски инвестиций в банки остаются повышенными - Синара

Финансовый сектор

Банки, первыми попавшие под прицел санкций, страдают от них как напрямую, как и от макроэкономических последствий. Мы крайне осторожны в оценках сектора до появления первых признаков того, что экономика оттолкнулась ото дна. Если давление на процентную маржу банков не должно сохраниться в течение длительного времени, то сама трансформация экономики может растянуться надолго, а масштаб рисков, с ней связанный, пока невозможно просчитать. Банки остаются непрозрачными в финансовой отчетности и планах действий. Мы понижаем прогнозы по Мосбирже ввиду более быстрого снижения процентных ставок и санкций ЕС в отношении НРД, которые сдержат восстановление комиссионных доходов.

Катализаторы: любые первые признаки экономического подъема; повышение финансовой прозрачности; деэскалация в сфере геополитики.

Риски: новые санкции, ухудшение состояния экономики, негативные изменения в регулировании и в сфере корпоративного управления.

Сектору приходится несладко. Стремительное снижение процентных ставок (после их резкого повышения) оказывает сильнейшее, но не очень продолжительное, давление на маржу банков. Гораздо слабее стало давление на показатели достаточности капитала вследствие обесценения ценных бумаг. Однако новые санкции могут долго оказывать воздействие на экономику, и еще не все их последствия материализовались. Пока финансовая отчетность банков остается закрытой, риски инвестиций в банки остаются повышенными, особенно на фоне продолжающегося исхода из банков топ-менеджеров и не озвученных публично стратегий адаптации к стремительно меняющимся условиям.

Банки не готовы кредитовать, снижают ставки по депозитам по мере нормализации ситуации с ликвидностью. В первую декаду марта средняя ставка по вкладам физлиц в топ-10 банков по объему вкладов достигла максимального значения в 20,51%, но вскоре начала быстро снижаться и к концу апреля опустилась до 13%, а к концу мая — до 9,8%. При этом сумма вкладов физлиц увеличилась в апреле на 3,8% м/м до 33,6 трлн руб., почти полностью компенсировав суммарный отток февраля и марта. Однако ставки по розничным кредитам как следствие высоких рисков продолжали расти в апреле, даже по краткосрочным займам. В итоге портфель необеспеченных потребительских кредитов усох еще на 1,8% м/м (после просадки на 1,9% в марте), тогда как портфель ипотечных кредитов сократился на 0,1% м/м, но объем выдачи новых кредитов рухнул на 69% к апрелю 2021 г. Апрельская траектория кредитования сильно напоминала ситуацию начала 2015 г. При таком уровне восприятия рисков давление на бумаги банков в ближайшем будущем сохранится.

TCS Group: новый основной акционер, меньше прозрачности. Мы уверены, что гибкость бизнес-модели должна обеспечить TCS положительный финансовый результат даже в 2022 г., подтверждение чему мы видим в увеличении собственного капитала в 1К22 относительно 4К21. Банк пока не попал под прямые санкции, но за последние три месяца многое изменилось и для него: группу покинули ряд топ-менеджеров (включая обоих соруководителей), произошла смена крупнейшего акционера, будучи формально иностранной компанией, TCS Group не удалось опубликовать отчетность за 1К22. Поэтому мы, сохраняя без изменения краткосрочные прогнозы, не понижаем CoE, несмотря на снижение безрисковой ставки на 3,5 п. п. Одновременно мы снижаем RoE, учитывая изменения в компании. Мы видим риски в вопросах сохранения высококвалифицированных кадров, корпоративного управления и культуры. Корпоративная культура — один из важнейших источников стоимости TCS.

Мосбиржа: перспективы в плане доходов ухудшаются из-за ускоренного понижения ставок. Доходы Мосбиржи поддерживаются за счет прямой положительной связи между ее чистым процентным доходом и высокими процентными ставками, однако действие данного фактора оказалось не таким продолжительным, как мы ожидали. С другой стороны, комиссионные доходы, с марта упали, но все-таки получают поддержку благодаря солидным оборотам на денежном рынке и относительно сильному валютному рынку.

Учитывая все эти факторы, мы полагаем, что 2022 г. окажется высоко прибыльным для компании, тогда как перспективы в 2023 г. представляются более туманными, чем мы предполагали ранее: комиссионные доходы едва компенсируют эффект от ускоренного снижения ставок, особенно в свете введения ЕС санкций в отношении НРД. На более отдаленную перспективу наши опасения связаны с оттоком зарубежных клиентов и вероятным переформатированием всего финансового сектора. Способность выплачивать дивиденды ограничена ввиду требований к достаточности капитала дочерних организаций, но, вероятно, вопрос дивидендов станет актуальным в течение нескольких кварталов.
Найдёнова Ольга
Синара ИБ