Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

МНЕНИЕ: Страсти по рублю - Газпромбанк

Курс доллара на МосБирже провалился до 63 руб./долл., с евро все еще веселее – он обвалился до 65 руб./евро. С евро добавляет внешний рынок, где европейская валюта стремительно падает и EUR/USD уже на уровне 1.04, смесь из резко ставшего отрицательным торгового баланса + сидящего на заборе и наблюдающего за растущей инфляцией ЕЦБ, «топит» европейскую «валюту», похожая история с британским фунтом и японской йеной.

Понятно, что укрепление рубля по большей части – это следствие большого положительного сальдо текущего счета, экспорт сильно превышает импорт в условиях двусторонних ограничений на потоки капитала и ряда ограничений на торговлю. Но все это происходит по большей части в условиях крайней неопределенности перспектив внешнеторгового сальдо: крайне волатильными на горизонте года могут быть объемы и цены на экспорт, слабо предсказуемы и объемы/цены импорта. Приоритетной в такой ситуации все же является задача стимулирования импорта и накопления запасов (импортозамещение – это более долгосрочная история, сейчас речь скорее о краткосрочной).

Насколько крепкий сейчас рубль… если смотреть на реальный эффективный курс – то при курсе 60-65 рубль просто вернулся к уровням 2008-2013 годов. Так ли это ужасно, если он здесь какое-то время поищет равновесие? – Не думаю. Да, немного просядут доходы бюджета (подрастет дефицит), но у Минфина есть и остатки на счетах в несколько триллионов и ФНБ – проблемы с финансированием нет никакой. Здесь нужно учитывать, что влияние курса частично нивелирует потерю доходов через сокращение демпфера (компенсации расхождения внутренних и внешних цен на бензин).

Конечно, можно пытаться ослабить рубль через смягчение ограничений на потоки капитала, но объективно, смягчение в виде даже отмены обязательной продажи валютной выручки большого эффекта не даст, т.к. фактически ЕС и США создали риски экспроприации накоплений в евро/долларе. Т.е. накапливать просто валюту опасно снаружи и она не нужна внутри в таком объеме (банкам некуда ее деть). Вариант «выпуска» нерезидентов пока заморожены резервы вряд ли возможен. Выбор же между просто выкидывать валюту вовне и более крепким рублем… не очевидно, что он в пользу первого, т.к. крепкий рубль хоть как-то позволяет поддержать потребление/импорт.

Конечно, в такой ситуации есть неприятный момент возможной волатильности курса в будущем. Но, если объективно – экономические агенты не закладывают текущий момент крепости рубля как устойчивый и скорее формируют контракты в будущем по курсу сильно выше… т.е. в них уже заложена ожидаемая волатильность.

О чем точно бесполезно говорить: «снять продажу налички» — ограничение на ввоз валюты введено ЕС/США и пока оно не будет снято разговоры об этом бесполезны; «выпустить нерезидентов» — пока заморожены ЗВР и ряд других российских активов вряд ли возможно.

Нужно ли в такой ситуации и при текущей неопределенности будущих финпотоков/рисках/заморозках любыми способами пытаться отогнать курс рубля вверх? Думается нет, плюс/минус несколько месяцев ничего здесь не решают и это позволяет понаблюдать за тем, где ситуация уравновесится.
Сусин Егор
«Газпромбанк»