МНЕНИЕ: С покупкой акций Русала можно подождать - Финам
Американская Alcoa вчера отчиталась за 1 квартал 2022 года. И это, кстати, важное отличие от «РУСАЛа», который, как и многие российские экспортеры, а точнее, компании, среди акционеров которых много иностранцев, лишенных возможности продать свои акции на Мосбирже, приостановил публикацию квартальной отчетности. Это как раз не очень хорошо для оценки компании.
Тем не менее акции «РУСАЛа» в четверг прибавляют около 1,5%, что для волатильного российского рынка не так уж и много. А вот в Гонконге, где «РУСАЛ» имеет первичный листинг, его акции сегодня, наоборот, снизились на 2,72%.
Возможно, на настроения российских покупателей повлияла сильная отчетность Alcoa, которая показала рекордную квартальную прибыль. Чистая прибыль Alcoa в годовом сравнении выросла в 2,7 раза и составила $469 млн, или $2,49 на акцию. Показатель EBITDA вырос почти вдвое (г/г) — до $1,072 млрд, заметно превысив прогнозы. При этом квартальная выручка Alcoa увеличилась на 15% (г/г) до $3,29 млрд, что оказалось чуть ниже ожиданий и к тому же на 1,4% ниже предыдущего квартала из-за сохраняющихся проблем в цепочках поставок. Причина сильных результатов кроется в чрезвычайно высоких ценах на алюминий, которые в 1 квартале 2022 года установили многолетние максимумы.
На 2022 год Alcoa прогнозирует умеренный рост спроса на алюминий. Одновременно с этим компания понизила прогноз поставок бокситовой руды на текущий год на 2 млн т в связи с принятым ею в прошлом месяце решением приостановить продажи бокситов как раз-таки «РУСАЛу».
Несмотря на все еще сильную конъюнктуру в алюминии, в настоящее время мы не рассматриваем «РУСАЛ» в качестве своего фаворита. Шансы на введение санкций против российского алюминия мы пока считаем небольшими, учитывая долю «РУСАЛа» на рынке. Однако логистические проблемы будут усиливаться из-за санкций против транспортной отрасли РФ и отказов зарубежных операторов.
И хотя риски для экспорта небольшие, возникает проблема обеспеченности сырьем. «РУСАЛ» — единственная из металлургических компаний России, кто вынужден ввозить в страну сырье. В марте «РУСАЛ» по понятным причинам остановил работу своего Николаевского глиноземного завода (Николаев – это Украина). Затем Австралия ввела запрет на экспорт в Россию своего глинозема. Это минус 20% от потребностей алюминиевых заводов «РУСАЛа». Для обеспечения производства компании придется обращаться к своим китайским конкурентам. Мы не знаем, сколько потеряет «РУСАЛ» на изменении логистики и цен по сырью, и насколько сможет компенсировать это за счет цен на алюминий. Сократятся ли его производство и продажи? И до конца лета теперь не узнаем.
К тому же мы считали сильным драйвером для акций «РУСАЛа» возможность того, что компания возобновит выплату дивидендов по итогам очень успешного 2021 года. Теперь на это вряд ли можно рассчитывать.
Отдельно хотелось бы заметить, что я не уверен, что нынешние торги на Мосбирже отражают реальную рыночную оценку в отсутствие зарубежных инвесторов. Объемы торгов акциями «РУСАЛа» после их возобновления снизились в разы, и это тоже о чем-то говорит. К тому же, цену акций есть с чем сравнивать – с котировками в Гонконге, например. В пересчете на доллары по текущему курсу, если даже считать его объективным, акция «РУСАЛа» сегодня в Москве стоит $0,74, а в Гонконге — только $0,50. Я бы все же подождал с покупкой, хотя бы до той «структурной трансформации экономики», которую на днях анонсировала глава Банка России Эльвира Набиуллина к середине года. А там, может быть, и свежая отчетность у «РУСАЛа» выйдет.Калачев Алексей
ФГ «Финам»