МНЕНИЕ: Мечел и Распадская не боятся эмбарго - НИУ ВШЭ
«Мечел» и «Распадская» на сегодняшний день – единственные представители угольного сектора на российском фондовом рынке. Неликвидными акциями 2-го эшелона в данном случае можно пренебречь.
Как повлияют возможные ограничения на поставки угля из РФ в ЕС на бизнес компаний? Сразу отметим, что заявленный объем в 4 млрд евро означает, что будет забанен весь экспорт угля из РФ (в 2021 г. было экспортировано примерно на 3,3 млрд евро).
Немного статистики для понимания масштабов. В прошлом году добыча угля в России составила около 440 млн т. На экспорт ушли примерно половина: по данным Минэнерго – около 227 млн т (+7 г/г). Наиболее активное направление – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (около 130 млн т или около 60% экспорта). Доля стран ЕС – порядка 21-22%.
Теперь взглянем на компании. У «Мечел», по данным годового отчета за 2021 г. доля общей выручки от экспорта сегмента Mining в ЕС составила 4%. Это сравнительно небольшой объем, который компания в теории сможет перенаправить на другие направления. Вопрос – куда? В Китай экспорт «Мечела» достаточно внушителен – около 40%. Нарастить будет трудно, хотя и возможно, особенно с учетом ограничений, которые Поднебесная ввела на поставки угля из Австралии. Другое возможное направление – Индия.
По «Распадской» картина несколько хуже, но тоже некритично. Доля поставок в Европу в 2021 г. составляла 10%. Направления для перераспределения потоков – аналогичные «Мечелу». Но тут есть несколько обстоятельств, которые мы бы причислили к рискам.
1. На азиатские и прочие экспортные рынки, в поисках новых клиентов пойдут крупнейшие российские производители – СУЭК и «Кузбассразрезуголь». В пользу «Мечела» и «Распадской» в этом контексте говорит тот факт, что они экспортируют, главным образом, уголь коксующийся (металлургический), а лидеры рынка – энергетический. Тем не менее, конкуренция, на наш взгляд, все равно будет ощущаться.
2. На новых рынках придется столкнуться с еще более серьезной конкуренцией со стороны Австралии (у которой бан в Китае) и Индонезии. Австралийцы, скорее всего, будут действовать жестко. Возможно, даже демпинговать. И нашим угольщикам надо быть к этому готовыми.
Вывод. Влияние эмбарго ЕС на «Мечел» и «Распадскую» будет весьма ограничено. В этой связи акции компаний, по нашим оценкам, выглядят привлекательно в среднесрочной перспективе. При этом необходимо учитывать краткосрочные риски российского рынка, такие как новые санкции, ситуация на Украине и возможные технические дефолты по международным обязательствам.Коган Евгений
НИУ ВШЭ