МНЕНИЕ: Основные санкционные риски сконцентрированы в акциях Сбербанка и Газпрома - Атон-менеджмент
Вчера произошел исторический момент – признание Россией независимости ДНР и ЛНР.
Последствия данного решения ожидаемо – санкции. Будут ли они катастрофичными – нет, жесткими – возможно, но далеко не факт. Насколько санкционная жесткость будет оправдана и каковы ее последствия для самого Запада, тоже хороший вопрос.
Мы можем увидеть введение экономических санкций на отрасли, в частности, банковский сектор, ограничения по финансовым операциям, запреты на инвестирование в финансовые инструменты РФ, пополнение санкционных списков новыми именами.
В целом с фундаментальной точки зрения, Россия готова к ситуации с санкционным ужесточением, по крайней мере, на ближайшие год-два. Цены на сырьевые товары выросли, что обеспечивает ускорение роста профицита платежного баланса, который достиг рекордного уровня 120,3 млрд долл. по предварительным данным ЦБ РФ. Это транслируется в бюджетный профицит, о котором некоторым западным странам можно только помечтать. Золотовалютные резервы достигли максимальных значений с момента публикации данных ЦБ РФ, превысив отметку 630 млрд долл. Также вблизи максимумов Фонд Национального Благосостояния, на уровне 182,59 млрд долл. на конец 2021 года. У нас незакредитованная экономика. По показателю долг/ВВП в 18% по данным МВФ на конец 2021 года, Россия среди наименее обремененных стран, причем внешний долг покрывается ЗВР. Долговая нагрузка крупных российских компаний экспортёров тоже на довольно комфортном, низком уровне. При этом у России есть своя платежная система, активно обсуждается развитие криптовалюты. На стороне активации инвестиционной активности, также правительством делаются шаги.
Безусловно, геополитические риски давят на курс рубля в силу оттока иностранного капитала с финансовых рынков, но с другой стороны, поддержку курсу оказывает прекращение покупки валюты по бюджетному правилу и период налоговых выплат, 25 февраля экспортерам предстоит выплатить НДПИ, а 28 февраля будет уплата налогов на прибыль, НДФЛ и НДПИ.
Если говорить о санкционных рисках в плоскости рынка акций, участники российского рынка акций отреагировали бегством от риска, рынок подвергся серьезным распродажам, в понедельник только по индексу МосБиржи снижение превышало 10%, а по отдельным бумагам были просадки и вовсе более 20%.
В целом можно сказать, что основные санкционные риски, вероятно, сконцентрированы в акциях Сбербанка и Газпрома – обе являются маркет прокси на российский рынок, доля иностранцев велика, что является источником оттока. Пожалуй, это две основные торгуемые компании, сильно страдающие от санкционной риторики.Силантьева Анастасия
УК «Атон-менеджмент»
При этом, в случае введения санкций, Сбербанк может пострадать в большей степени, чем Газпром, хотя обе компании с фундаментальной точки зрения выглядят интересно. В условиях ограничения деятельности, банку придется, с высокой долей вероятности, увеличивать резервы и сокращать дивиденды. В отношении Газпрома не стоит забывать, что это не только крупная газовая компания с долей добываемого в мире газа 11% и долей на европейском газовом рынке 32%, но и политический игрок на европейской арене и в случае победы получит свою долю выгоды. Под санкционными рисками скорее находится проект газопровода «Северный поток – 2». В любом случае введение санкций приведет к еще большему росту цен на газ в Европе и мире.
Ситуация может оказаться двоякой, если говорить о санкциях на сырьевые компании. Введение санкций в отношении сырьевых компаний будет болезненным для всего мира, так как Россия является одной из крупнейших стран экспортеров ресурсов, с глубокой интеграцией в мировые производственные цепочки. Например, мировая доля России в потреблении нефти порядка 13%, газа около 20%, золота примерно 10%, стали – 7,5%, никеля – 9%, палладия – 40%, алюминия – 6%. Пример введения санкций против компании РУСАЛ – крупнейшего экспортёра алюминия в 2018 г., оказался очень наглядным, тогда мировые цены на алюминий отреагировали ростом на 28%. В итоге мир получит еще больший рост цен на сырьевые товары, а значит, и еще большее ускорение мировой инфляции.
Поэтому вероятность, что против крупных сырьевых компаний, торгуемых на рынке акций, введут санкции низка. При этом на царившем на рынке страхе и панике котировки просели, уровни могут быть хорошими точками входа и формирования долгосрочных позиций по портфелю. В частности, можно выделить акции компании НЛМК, обладающей 19%-й долей рынка слябов, Северсталь, треть выручки которой приходится на Европу, ЛУКОЙЛ с долей в мировой добычи нефти 2%, АЛРОСА с 28% долей мирового рынка в добыче и Норникель, который является в мире №1 производителем палладия и рафинированного никеля, а также одним из крупнейших производителей платины и меди, фундаментально акции компании выглядят очень привлекательно.