Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

МНЕНИЕ: Газовый рынок останется дефицитным до 2026 года - Атон

Холодная погода зимой 2020-2021 на евразийском континенте, восстановление спроса в постковидный период, а также ограниченное предложение привели к заметному росту цен г/г. Ситуацию осложнил спад объемов ветровой электрогенерации. Разница между спот-ценами СПГ в Азии и ценами TTF увеличилась с $0.9/барр. в 3К20 до $1.4/барр. в 3К21. В результате поставки СПГ в Европу сократились в 3К21 на 18% г/г до 17.4 млрд куб. м.

Спотовые цены на газ в ЕС устойчиво держатся на уровне $1 160 /тыс. куб. м Euro TTF после недавней коррекции с максимума в $1 415/тыс. куб. м. Форвардные цены также сместились выше – в них закладывается предполагаемое сохранение дефицита на рынке. Сохранение дефицита на рынках СПГ (вследствие высокого спроса) на фоне холодной погоды и задержек с началом эксплуатации газопровода СП-2, скорее всего, будет продолжать подталкивать цены вверх. Мы исходим из равновесных цен TTF/NBP в среднесрочной перспективе в диапазоне $300-400/тыс. куб. м, что в целом совпадает с консенсус-прогнозами.

Запасы газа в хранилищах ЕС на многолетних минимумах. С началом отопительного сезона Европа начала забор газа из подземных хранилищ. На данный момент хранилища ЕС заполнены всего на 77% против 95% в этот же период в прошлом году и среднего 5-летнего значения 92%. Принимая во внимание высокий уровень спроса на СПГ в Азии именно туда были перенаправлены из Европы поставки СПГ, что на фоне низких запасов породило нервозность в преддверии зимнего сезона и вызвал спекулятивный скачок спотовых цен на газ.

Ожидаем спада напряженности в 2022, но в долгосрочной перспективе рынок дефицитен. Текущие запредельно высокие цены должны привести к снижению спроса. Также мы отмечаем, что Китай пытается ограничить спрос на электроэнергию, привлекая к ответственности регионы, в которых превышаются целевые показатели, призванные обеспечить контроль энергопотребления. В связи с этим мы считаем, что спрос на СПГ снизится в 2022.

Что касается предложения, мы ожидаем, что использование СПГ также сократится на фоне улучшения операционной эффективности и небольшого роста мощностей. Это должно несколько остудить спекулятивный накал в ценах.

Мы сохраняем оптимизм относительно среднесрочных перспектив газового рынка, который, как мы предполагаем, останется дефицитным до 2026 из-за ограниченного прироста мощностей. Опасения уже начали усиливаться на фоне задержек в реализации СПГ-проектов на стадии строительства и ограниченных финальных инвестиционных решений (FIDs), принятых в 2015-2018, что может усугубить дефицит на рынке после 2022-2023. В долгосрочной перспективе отрасль ожидает структурный рост, поскольку энергетический переход в мире продолжается, хотя и медленно, но стабильно и неуклонно. Мы ожидаем, что доля природного газа в энергетическом балансе вырастет до 27% к 2040 на фоне дальнейшего замещения угля газом и его промышленного использования (прежде всего в Китае, Индии и на других азиатских рынках).

«Газпром». «Газпром» предлагает инвесторам экспозицию на крупнейшие в мире доказанные запасы природного газа (24 521 млрд куб. м на конец 2020, что составляет 16% от мировых и 71% от российских запасов) и мировое лидерство по объемам добычи (453.5 млрд куб. м в 2020 – 12% от общей добычи в мире и 68% всей добычи в России).

Мы сохраняем позитивный взгляд на среднесрочные перспективы «Газпрома», учитывая кризис на европейском газовом рынке. Хорошие позиции «Газпрома» позволяют ему использовать преимущества благоприятной макроэкономической конъюнктуры благодаря развороту в генерации FCF и снижению долговой нагрузки. Исходя из дивидендной политики, предусматривающей выплату 50% чистой прибыли, рынок ожидает, что «Газпром» обеспечит дивидендную доходность 13% за 2021 и 14% за 2022, и мы сохраняем бумагу в нашем списке сырьевых фаворитов.
Атон

Среди основных потенциальных препятствий для роста мы отмечаем усиление напряженности между Россией с одной стороны, США и ЕС – с другой стороны, а также недавнюю приостановку Федеральным сетевым агентством Германии процесса сертификации газопровода «Северный поток-2», что может сдвинуть запуск проекта на март 2022. В долгосрочной перспективе важным катализатором для акций Газпрома, на наш взгляд, выступает потенциал новых контрактов с Китаем. К 2030 спрос на китайском рынке должен превысить 100 млрд куб. м, и мы считаем, что заключение новых контрактов с Китаем также должно стать позитивным фактором для «Газпрома».

«НОВАТЭК». «НОВАТЭК» остается качественной историей в нефтегазовом секторе, предлагая инвесторам уникальную ставку на рост дефицитного рынка СПГ и диверсификацию в голубой аммиак (как конечный продукт). Совместно с партнерами компания намерена нарастить производство СПГ до 57-70 млн т к 2027-2030 с 19.6 млн т в 2021 и сыграть лидирующую роль в реализации недавно принятой в России стратегии развития производства СПГ – на ее долю будет приходиться не менее половины общего планируемого объема производ-ства к 2035.

У «НОВАТЭКа» солидный опыт осуществления проектов: реализация проекта Арктик СПГ-2 продвигается весьма уверенно, готовность проекта на конец 3К21 составила 52%, запуск первой линии ожидается в 2023, второй – в 2024, третьей – в 2026. Кроме того, «НОВАТЭК» планирует запуск в 2027 проекта Обский ГХК с планируемой мощностью более 2.2 млн т аммиака и 0.13 млн т водорода в год. Проект, по которому в 2021 было принято FID, а запуск планируется в конце 2026, должен способствовать росту диверсификации продукции, снизив долю СПГ, а также снижению углеродного следа. Аммиачное производство на Обском ГХК обеспечит прирост EBITDA на $1-1.5 млрд при спотовой цене серого аммиака на уровне $810/т спот (плюс некоторая премия за низкоуглеродный голубой аммиак) и предполагаемой денежной себестоимости производства на Обском проекте в $300/т, что соответствует нижнему концу мировой кривой себестоимости производства низкоуглеродного аммиака. Однако мы считаем, что уникальный инвестиционный кейс в целом уже учтен рынком в ценах – на это указывает самый высокий в секторе мультипликатор EV/EBITDA 2022П 11.0x.