Поимка Мадуро - удар по Китаю. Но в китайских социальных сетях это событие преподносится как пример для Тайваня — CNN

Пока спецназ США готовился к смелой ночной операции в самом сердце венесуэльской столицы, президент Николас Мадуро позировал для фотографий с главным представителем Китая в Латинской Америке и рассыпался в похвалах в адрес руководства Пекина.
«Я благодарю председателя Си Цзиньпина за то, что он продолжает поддерживать нас, как старший брат», — сказал Мадуро китайскому дипломату Цю Сяоци под смех присутствующих во дворце Мирафлорес в Каракасе.
Несколько часов спустя Мадуро был вывезен из своей спальни элитным подразделением «Дельта» армии США, и Китай столкнулся с суровой реальностью: он только что потерял одного из своих самых верных партнёров в Латинской Америке.
Китай и Венесуэла на протяжении десятилетий поддерживают тесные отношения, основанные на общей политической идеологии и взаимном недоверии к миру, возглавляемому Соединёнными Штатами.
Благодаря «всепогодному стратегическому партнёрству», установленному в 2023 году, Пекин ещё больше втянул Каракас в свою орбиту, расширив экономическую помощь и дипломатическую поддержку.
Большая часть венесуэльской нефти экспортируется в Китай, а китайские компании финансируют масштабные инфраструктурные проекты и инвестиции по всей стране. За последние десятилетия Пекин предоставил Каракасу кредиты на миллиарды долларов.
Этот шаг Трампа, похоже, перевернул эти отношения с ног на голову, по крайней мере на данный момент, и поставил под вопрос привилегированный доступ Китая к венесуэльской нефти и будущее его политического и экономического влияния в регионе.
Пекин поспешил осудить захват Мадуро и обвинил Вашингтон в том, что он ведёт себя как мировой полицейский. Китайские социальные сети также бурлят от обсуждений действий США.
К концу понедельника темы, связанные с захватом Мадуро силами Трампа, набрали более 650 миллионов просмотров на Weibo, китайской платформе социальных сетей, похожей на X. Многие пользователи предположили, что это может стать примером для потенциального военного захвата Тайваня Пекином.
Многие задаются вопросом: если США могут заполучить лидера у себя под боком, то почему Китай не может сделать то же самое?
Правящая Коммунистическая партия Китая считает самоуправляемую демократию своей территорией, несмотря на то, что никогда не контролировала её, и поклялась при необходимости силой присоединить остров. В последние годы Пекин усилил военное давление на Тайвань, в том числе имитируя блокаду.
Согласно обновлённым данным о рынке, опубликованным аналитической компанией Kpler в прошлом месяце, в последние несколько месяцев 2025 года до 80 % экспорта Венесуэлы, вероятно, приходилось на Китай.
Сейчас, когда неизбежно возникает вопрос о том, может ли нападение США на Венесуэлу придать смелости Китаю, на Тайване многие отмахиваются от подобных угроз.«Китай — это не США, а Тайвань — не Венесуэла. Сравнивать Китай с Тайванем неправильно и неуместно», — сказал Ван Тинъюй, депутат от правящей партии Тайваня, член комитета по иностранным делам и обороне законодательного собрания.
Хотя председатель КНР Си Цзиньпин уже давно называет «воссоединение» с Тайванем неизбежным, эксперты считают, что Пекин будет действовать осторожно.
Уильям Янг, старший аналитик бельгийского аналитического центра International Crisis Group, заявил, что действия США против Венесуэлы вряд ли окажут «какое-либо прямое и фундаментальное влияние» на планы Китая в отношении потенциального вторжения на Тайвань.
Пекин, скорее всего,будет стремиться минимизировать последствия для своих экономических интересов, а не вступать в полномасштабное геополитическое противостояние с США в регионе.
edition.cnn.com/2026/01/06/world/venezuela-china-taiwan-analysis-intl-hnk