Экспорт угля из России в ноябре вырос на 13% г/г, до 17,5 млн тонн за счет спроса со стороны Китая и Кореи. За январь—ноябрь экспорт увеличился на 4,2% г/г и достиг 187,4 млн тонн — Ъ
Экспорт угля из России в ноябре был поддержан ростом спроса со стороны Китая и Южной Кореи. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), объем отгрузок составил 17,5 млн тонн, что соответствует уровням сентября–октября и на 13% превышает показатель ноября прошлого года. За январь—ноябрь экспорт увеличился на 4,2% год к году и достиг 187,4 млн тонн.
Во второй половине месяца динамика ухудшилась. Аналитики ЦЦИ фиксируют сокращение железнодорожных поставок в порты Дальнего Востока. Отгрузки по этому направлению снизились на 8% месяц к месяцу, до 8,6 млн тонн, главным образом за счет энергетического угля из Кузбасса, Хакасии и Бурятии. Экспорт через погранпереходы сократился до 1,2 млн тонн — минимума с марта 2023 года.
Китай в ноябре вновь стал ключевым драйвером. Поставки российского угля в КНР выросли на 10% к октябрю, до 7,9 млн тонн, на фоне увеличения общего импорта угля Китаем на 6%, до 44 млн тонн. Экспорт в Южную Корею прибавил 9% месяц к месяцу и достиг 1,9 млн тонн — в 1,5 раза выше уровня прошлого года. В то же время отгрузки в Индию сократились на 22%, до 2,1 млн тонн, хотя все еще превышали прошлогодние показатели на 40%. Поставки в Турцию выросли на 7,7%, до 1,4 млн тонн.
По итогам 2025 года экспорт российского угля, по оценке НКР, сохранится в диапазоне 190–200 млн тонн, близком к уровню 2024 года. Одним из ключевых ограничений стало охлаждение спроса в Китае во второй половине года из-за роста собственной добычи и высоких складских запасов.
В начале 2026 года давление на рынок может усилиться. В ЦЦИ ожидают снижения цен на фоне высокой добычи в Китае, межсезонного спада спроса и роста внутреннего предложения в КНР и Индии. Уже с середины ноября индекс ЦЦИ на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал/кг в портах Дальнего Востока снизился на 11%, до $81 за тонну FOB.
Аналитики полагают, что в ближайшие месяцы объемы экспорта останутся на уровнях октября–ноября, но риски снижения сохраняются из-за логистических ограничений и слабой ценовой конъюнктуры.
Источник: www.kommersant.ru/doc/8295337?from=doc_lk