Экономическая система РФ даёт сбои: домохозяйства сокращают расходы на продукты питания, а компании в сталелитейном, горнодобывающем и энергетическом секторах испытывают трудности — Bloomberg

По мере того как СВО президента Владимира Путина с Украиной вступает в четвёртую зиму, россиянам приходится мириться с её растущим влиянием практически на все аспекты их повседневной жизни.
Десятки регионов в центральной и южной частях России сейчас ощущают близость конфликта, поскольку беспилотники, а иногда и ракеты наносят удары по объектам энергетической инфраструктуры и жилым домам. Почти каждую ночь звучат сигналы воздушной тревоги, постоянно напоминая о том, что конфликт приближается.
За линией фронта остальная часть России, включая Москву, начала ощущать экономические последствия. От домохозяйств, сокращающих расходы на продукты питания, до испытывающих трудности сталелитейных, горнодобывающих и энергетических компаний — экономический двигатель страны демонстрирует многочисленные сбои, а ранее проявленная устойчивость, вызванная масштабными бюджетными стимулами и рекордными доходами от продажи энергоресурсов проходит проверку на прочность.
«Судя по общим экономическим показателям, в интересах России было бы прекратить войну сейчас, — сообщает один из экспертов. — Но для того, чтобы захотеть прекратить войну, нужно увидеть край пропасти. Россия ещё не дошла до этого».
Если этого не произойдёт, положение населения России будет ухудшаться, прежде чем оно сможет надеяться на улучшение.
«Цены сейчас растут быстрее, чем зарплаты», — говорит 27-летняя Елена, менеджер ивент-агентства из Московской области.
Она изменила свои покупательские привычки: стала покупать меньше одежды и больше товаров отечественных брендов, поскольку импортные товары стали слишком дорогими.
«За последние годы средний чек на еженедельные покупки продуктов вырос более чем в два раза», — говорит 40-летний Денис, менеджер из Тамбова, что в центральной части России. Вынужденные пересмотреть свои расходы, его семья теперь покупает меньше фруктов и овощей.
Согласно анализу газеты «Коммерсантъ», продажи молока, свинины, гречки и риса в сентябре и октябре упали на 8–10 %. X5 Group, крупнейшая продуктовая сеть России, в третьем квартале увеличила выручку в основном за счёт инфляции, но её чистая прибыль сократилась почти на 20 %, что отражает снижение спроса и рост затрат.
В российском секторе розничной торговли происходят серьёзные изменения. В третьем квартале 45 % всех закрытых магазинов принадлежали сети модной одежды, при этом закрывалась почти каждая вторая торговая точка, сообщают местные СМИ. По данным государственной «Российской газеты» газеты, на рынке электроники наблюдается самое резкое падение спроса за последние 30 лет, поскольку покупатели откладывают крупные покупки.

Продажи автомобилей сократились почти на четверть за первые девять месяцев года из-за высокой стоимости кредитов и повышения утильсбора.
Многие аналитики по-прежнему ожидают умеренного роста в этом и следующем году, но Центр стратегических разработок, московский аналитический центр, пришёл к выводу 18 ноября, что «шансов избежать рецессии почти не осталось», поскольку производство сократилось более чем в половине российских отраслей.
Сталелитейная промышленность переживает кризис, общий объем потребления снизился в этом году на 14%, по данным ведущего производителя стали ПАО «Северсталь». Спрос на сталь в строительстве снизился на 10%, в то время как в машиностроении — на 32%. Угледобыча переживает худшую ситуацию за десятилетие: крупные компании сокращают производство.
В банковском секторе дела обстоят немногим лучше: доля проблемных корпоративных долгов во втором квартале выросла до 10,4 % и составила 9,1 трлн рублей (112 млрд долларов), а в розничном секторе — до 12 %, Банк России сообщил в отчёте в сентябре.
Экономический рост замедлился до 0,6% в третьем квартале, не оправдав прогнозов, в то время как дефицит бюджета в октябре составил 1,9% ВВП, и Министерство финансов ожидает, что к концу года он вырастет до 2,6% ВВП.
Согласно расчётам Bloomberg на основе данных Министерства финансов, в январе-октябре 2022 года доходы от продажи нефти и газа сократились более чем на пятую часть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 7,5 трлн рублей. Снижение цен на нефть, санкции и укрепление национальной валюты привели к тому, что российские производители стали получать меньше рублей за каждый проданный баррель нефти.
По мере увеличения дефицита правительство наращивает долг за счёт дорогостоящих внутренних продаж. В следующем году планируется повысить налог на добавленную стоимость и распространить его на более широкую базу, что затронет малый бизнес и, в конечном счёте, потребителей. Ожидается, что это пополнит государственную казну на 1,2 триллиона рублей. Вводится технологический сбор на электронные компоненты и устройства, а также повышается налог при покупке автомобиля.
Хотя напряжённость вряд ли отвлечёт Путина от его военных целей, он активно пытается сделать так, чтобы США не усиливали давление на российскую экономику.