Санкции США против российских нефтяных гигантов вызвали шок по всему Китаю — Bloomberg
До 20% импорта сырой нефти в Китай — около 2 миллионов баррелей в день за первые девять месяцев этого года — поступает из России, что делает ее одним из ведущих источников нефти для переработки в такие продукты, как дизельное топливо, бензин и пластмассы.
Внесение администрацией Трампа в чёрный список ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл» — это очередной шаг в серии мер, введённых США, Европейским союзом и Великобританией против покупателей российской нефти.
Риск для Китая и Индии, крупнейших потребителей России, заключается в их взаимодействии с субъектами, находящимися под санкциями, что может подвергнуть компании серьёзным дополнительным санкциям. К ним относятся, в частности, отсечение от западных банковских систем и невозможность получить доступ к доллару, а также замораживание операций со стороны западных производителей, трейдеров, грузоотправителей и страховщиков, составляющих основу мировых товарных рынков.
Особую обеспокоенность вызывает роль западных компаний в качестве инвесторов и операторов в крупных нефтедобывающих регионах, таких как Ближний Восток и Африка, говорят трейдеры. Китайские и индийские компании, решившие продолжить сотрудничество с компаниями, находящимися под санкциями, рискуют оказаться в стороне или отрезанными от большого количества проектов.
Кроме того, покупатели за пределами Китая и Индии сталкиваются с последствиями для «Лукойла», участвующего в иракском проекте «Басра» и Каспийском трубопроводном консорциуме в Центральной Азии.
Действия Великобритании на прошлой неделе, внесшие в чёрный список «Роснефть» и «Лукойл», а также китайскую компанию Shandong Yulong Petrochemical Co. за импорт российской нефти, уже вызвали беспокойство у трейдеров. С тех пор западные компании стали осторожнее относиться к поставкам на этот частный нефтеперерабатывающий завод. Другие недавние санкции США были направлены против крупных китайских портов, включая Жичжао и Дунцзякоу, которые являются ключевыми транзитными пунктами как российской, так и иранской нефти.
Центральным элементом гигантской торговли между Россией и Китаем является долгосрочный контракт между «Роснефтью» и государственной China National Petroleum Corp., который предусматривает закупку нефти сорта ВСТО по трубопроводам на нефтеперерабатывающие заводы в северном регионе Дацин, не имеющие выхода к морю. По словам трейдеров, местные заводы преимущественно работают на российском сырье, что делает их особенно уязвимыми к любым перебоям поставок.
Однако пока неясно, повлияют ли санкции на эти трубопроводные поставки — около 800 000 баррелей в сутки — ввиду межправительственного характера проекта.
«Роснефть» и «Лукойл» также входят в число компаний, экспортирующих нефть ВСТО из восточного российского порта Козьмино на частные нефтеперерабатывающие заводы, сосредоточенные в провинции Шаньдун и вдоль побережья.
По данным аналитической компании Kpler, в прошлом году эти две компании совместно поставили около четверти российского экспорта нефти в Китай.
www.bloomberg.com/news/articles/2025-10-23/us-sanctions-on-russian-oil-giants-send-shockwaves-across-china