ЕС и G7 усиливают давление на Бельгию требуя разрешить использование €190 млрд замороженных российских активов, хранящихся в Euroclear, для предоставления Украине кредита на репарации — FT
На Бельгию усиливается давление со стороны союзников по ЕС и G7: страны требуют разрешить использование 190 млрд евро замороженных российских активов, хранящихся в Euroclear, для предоставления Украине «кредита на репарации».
Перелом произошёл после того, как администрация Трампа призвала союзников «конфисковать или использовать» российские активы для поддержки обороны Киева. Вслед за этим канцлер Германии Фридрих Мерц предложил направить 140 млрд евро из этих средств на военные нужды Украины, а Еврокомиссия разработала соответствующую кредитную структуру.
Однако премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер требует, чтобы остальные 26 стран ЕС взяли на себя юридические и финансовые риски, иначе Бельгии, по его словам, «придётся возвращать кредит». Такая позиция вызвала раздражение в ЕС, особенно учитывая, что прибыль Euroclear облагается бельгийским налогом, принесшим казне 3,6 млрд евро с 2022 года.
Дипломаты заявляют, что терпение по отношению к бельгийской позиции «на исходе». Другие страны призывают к солидарности с Украиной, напоминая, что Польша разместила у себя логистический центр для поставок вооружений, а Дания без условий передала Киеву F-16.
Еврокомиссия утверждает, что риски Бельгии «ограничены» и что кредит обеспечен национальными гарантиями, если Россия начнёт выплачивать репарации. Тем не менее Брюссель называет текущий план «неудовлетворительным».
ЕС планирует согласовать выделение кредита на 140 млрд евро к декабрю 2025 года, а первые выплаты — во втором квартале 2026-го.
Внутри ЕС всё громче звучат обвинения в том, что Бельгия ставит собственные интересы выше общих, особенно учитывая её скромный вклад в военную помощь Украине по сравнению с Германией, Данией и Швецией.