МНЕНИЕ: Макроданные августа противоречивы: ЦБ стоит между постепенным снижением ставки и решительным шагом, который ускорит восстановление экономики, но усилит инфляционные риски — Ъ
В преддверии заседания совета директоров Банка России аналитики не пришли к единому мнению относительно масштаба снижения ключевой ставки. По оценкам экспертов, возможен как осторожный шаг на 1 процентный пункт (п. п.), так и более решительное снижение на 2 п. п.
Макроэкономические данные августа демонстрируют смешанную картину. По расчетам независимых аналитиков, сезонно скорректированная инфляция в годовом выражении замедлилась до 3,5–3%, а по оценке Минэкономразвития — и вовсе до уровня, близкого к 2%. Это ниже целевого ориентира ЦБ в 4%. При этом в августе фиксировалась месячная дефляция. Однако уже в начале сентября динамика изменилась: по данным Росстата, с 2 по 8 сентября индекс потребительских цен вырос на 0,1%. Основной вклад внесли непродовольственные товары, подорожание которых связано с ослаблением рубля.
Дополнительным фактором неопределенности стал сентябрьский опрос компаний Банка России. Он показал дальнейшее охлаждение деловой активности: индекс текущей ситуации снизился с –5,1 до –6,4 пункта, тогда как ожидания выросли с 9,4 до 10,3 пункта. При этом ценовые ожидания предприятий немного снизились, но прогнозируемый рост цен в потребительском секторе и рознице растет второй месяц подряд.
Эксперты расходятся в прогнозах. Егор Сусин (Газпромбанк) считает, что текущие данные формально указывают на возможность снижения ставки сразу на 2 п. п., однако перегретые ожидания и рост кредитования при жестком рынке труда могут сделать такой шаг рискованным. Дмитрий Полевой («Астра УА») полагает, что именно вариант снижения на 2 п. п. наиболее вероятен.
В Райффайзенбанке также ждут агрессивного смягчения: по их базовому сценарию ключевая ставка может быть снижена до 17% уже в эту пятницу и еще на 2 п. п. до конца года. При этом эксперты напоминают, что регулятор ранее подчеркивал: давление рынка труда на инфляцию не станет барьером для дальнейшего снижения ставки.
Таким образом, перед Банком России стоит выбор между постепенным снижением и решительным шагом, который может ускорить восстановление экономики, но при этом усилить инфляционные риски.
