Алмазная биржа в индийском Сурате выглядит пугающе безлюдной: за работой можно увидеть лишь нескольких трейдеров, бизнес идёт вяло, и перспективы неутешительны — Reuters

Алмазная биржа в Сурате, которую называют крупнейшим в мире офисным комплексом, превосходящим по размерам даже Пентагон и символизирующим растущие торговые амбиции Индии,выглядит пугающе безлюдной: за работой можно увидеть лишь нескольких трейдеров.
Причина: бизнес идёт вяло, и перспективы неутешительны.
Экспорт индийской алмазной промышленности уже достиг минимума за два десятилетия из-за слабого спроса в Китае, а теперь ещё и более высокие тарифы при президенте США Дональде Трампе грозят лишить Индию доступа к её крупнейшему рынку, на который приходится почти треть ежегодных поставок драгоценных камней и ювелирных изделий на сумму 28,5 млрд долларов.
В Сурате, где обрабатывается и полируется более 80 % необработанных алмазов в мире, количество заказов начало сокращаться из-за надвигающихся тарифов США, которые подрывают доверие покупателей.
Некоторые крупные игроки планируют перенести часть своих операцийв такие страны, как Ботсвана, где действует более низкий тариф в 15 % от тарифов США. Текущий тариф в Индии в размере 25 % вырастет вдвое 27 августа.
Шаунак Парих, заместитель председателя Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC), заявил, что отрасль также реагирует на снижение спросасокращением рабочих дней и часов.
На алмазной бирже в Сурате было продано более 4700 офисов, но используется менее 250. Несколько компаний пересматривают свои планы по переезду, сообщил представитель биржи на условиях анонимности.
Владелец алмазной компании из Мумбаи, который в прошлом году купил место на бирже, сказал, что отложил планы по переезду.
«Американские пошлины уже негативно сказались на нашем бизнесе, и мы не хотим дополнительных проблем, связанных с переездом из Мумбаи в Сурат», — сказал он, попросив не называть его компанию.
В декабре 2023 года, открывая алмазную биржу в Сурате площадью более 6,7 миллиона квадратных футов, что превышает площадь Пентагона в 6,5 миллиона квадратных футов, премьер-министр Нарендра Моди назвал её символом «новой силы и решимости Индии».
В этом году многие ремесленники не уверены, что у них вообще будет работа.
«Спрос упал настолько, что бриллианты, которые я продал за 25 000 рупий (285,84 доллара) в прошлом году, теперь продаются едва ли не за 18 000», — сказал Шайлеш Мангукия, владелец предприятия по огранке и полировке бриллиантов в Сурате, втором по величине городе в родном для Моди штате Гуджарат на западе Индии.
Мангукия сказал, что сократил штат вдвое — до 125 человек.
Парих из GJEPC заявил, что в отсутствие торговой сделки между Индией и США о снижении тарифов от 150 000 до 200 000 работников могут потерять свои рабочие места.
По словам представителей отрасли, из-за тарифов американские покупатели, скорее всего, будут приобретать алмазы в таких странах, как Израиль, Бельгия и Ботсвана.
Индийские экспортёры алмазов пытаются увеличить продажи в Азии, Европе и на Ближнем Востоке, чтобы компенсировать потери в США, но, по словам экспортёров, найти новых покупателей алмазов непросто.
По словам экспортёров, отрасль сокращает закупки необработанных алмазов и работает с минимальными запасами, чтобы сохранить денежный поток, в то время как небольшие компании, испытывающие нехватку средств, начали предлагать большие скидки, чтобы удержаться на плаву. Единственный положительный момент — внутренний спрос в Индии.
Спрос на бриллианты в Индии, которая недавно обогнала Китай и стала вторым по величине рынком в мире, продолжает расти, сообщил Хитеш Шах, партнёр компании Venus Jewel, которая поставляет продукцию таким мировым брендам класса люкс, как Tiffany & Co. и Harry Winston.
«Наши продажи за последние 10–15 дней немного снизились, но не настолько, потому что падение спроса в США компенсируется хорошим спросом на индийском рынке», — сказал Шах.