Рост российской экономики замедляется. Доходы от продажи нефти резко упали. Дефицит бюджета стал самым большим за последние три десятилетия - на этом фоне Путин отправляется на Аляску — BBG

Рост российской экономики замедляется. Доходы от продажи нефти резко упали. Дефицит бюджета стал самым большим за последние три десятилетия. Инфляция и процентные ставки остаются болезненно высокими. Некоторые инсайдеры в российских банках бьют тревогу по поводу надвигающегося долгового кризиса.
На этом напряжённом фоне президент России Владимир Путин отправляется на Аляску для участия в саммите со своим американским коллегой Дональдом Трампом, который состоится в пятницу.
На этой неделе Трамп уже упрекнул своего гостя, заявив, что ему следует сосредоточиться на восстановлении российской экономики, которая «сейчас не в лучшем состоянии». Оценка Трампа может оказаться преуменьшением. После резкого увеличения военных расходов — значительная часть которых скрыта из-за жёсткого контроля Кремля над экономическими данными и спрятана в банковских балансах — российские министры, банкиры и экономисты публично предупреждают, что их экономика находится в глубоком кризисе.
Саммит на Аляске был созван в спешке из-за угрозы новых санкций США в отношении поставок нефти. По словам людей, знакомых с ситуацией, Путин повторил просьбу об ослаблении санкций в рамках любой сделки по Аляске. Некоторые наблюдатели по-прежнему скептически относятся к тому, что встреча с Трампом — это очередная попытка Кремля выиграть время.
Это показывает, что Кремль столкнулся с серьёзной дилеммой. Если он продолжит боевые действия, то и без того серьёзные проблемы могут усугубиться, что поставит банки под угрозу банкротства и, следовательно, поставит под угрозу государственный бюджет, особенно в случае введения новых санкций. Однако, если будет достигнуто долгосрочное соглашение о прекращении огня, России, возможно, придётся столкнуться с проблемой демилитаризации экономики, которая стала зависимой от войны, что может привести к дефолту подрядчиков с крупной задолженностью, а это, в свою очередь, может отразиться на всей экономике.
Трамп чувствует, что у него есть рычаги влияния. Однако, пока он размышляет о перемирии, которое закрепит успехи России на поле боя, неясно, воспользуется ли президент США этим преимуществом, чтобы поддержать позицию Украины, которая не согласится на сделку «земля в обмен на мир». Возможно, Путин, столкнувшийся с растущим давлением внутри страны из-за дорогостоящей СВО, считает, что может заключить более выгодную сделку.
Президент США сообщил европейским лидерам, которые не были приглашены на саммит на Аляске, что, по его мнению, Путин сел за стол переговоров из-за угрозы вторичных санкций и предложенных тарифов на импорт российской нефти в Индию, сообщили несколько человек, осведомлённых в этом вопросе. Трамп добавил, что готов ввести дополнительные меры, направленные против доходов России от продажи энергоресурсов, после саммита на Аляске, если Путин в ближайшее время не согласится на прекращение огня с Украиной, сообщили источники. На следующий день после вторжения Путин подписал поправку к Федеральному закону № 29-ФЗ, обязывающую российских кредиторов, имеющих право работать с оборонными контрактами, выдавать так называемые «льготные» кредиты подрядчикам, связанным с военными действиями. Кредиты выдавались по установленным государством процентным ставкам, зачастую намного ниже преобладающей рыночной ставки, и были призваны обеспечить оборонную промышленность и другие смежные отрасли денежными средствами независимо от их прибыльности или кредитоспособности. Многие крупнейшие российские банки контролируются государством и управляются близкими соратниками Путина. Тем не менее, по словам действующих и бывших российских банковских чиновников, пожелавших остаться анонимными, этот закон стал поворотным моментом. Это подчинило банковский сектор, на который Путин ранее опирался при финансировании других крупных проектов, целям Москвы в военное время и взвалило на него большую часть грядущего бремени.
На первый взгляд казалось, что Путин готов вести боевые действия годами, рассчитывая на то, что его экономика переживёт решимость союзников Украины. За этим фасадом стойкости Россия накапливала проблемы на будущее, особенно для своих банков.
Эксперты считают, что в период с июля 2022 года по ноябрь 2024 года корпоративный долг России мог вырасти на целых 71%, что эквивалентно 36,6 трлн рублей ($460 млрд).
Невозможно понять, есть ли проблемы в банковской сфере, если банки хотят пролонгировать кредиты, а центральный банк готов закрыть на это глаза, отмечают эксперты.
В июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге растущее напряжение вырвалось наружу. Министр экономики Максим Решетников заявил, что Россия «находится на грани рецессии». Глава Сбербанка Герман Греф назвал ситуацию в экономике «идеальным штормом». Антон Силуанов, министр финансов, согласился с ним и попытался возложить вину на Набиуллину.
«Мы действительно попали в шторм», — сказал министр финансов, предположив, что фискальная и монетарная политика не были скоординированы. «В некоторых сферах государство взяло на себя всё бремя процентного риска. Так не должно быть».
Путин вмешался и сказал своим чиновникам, что рецессия «недопустима ни при каких обстоятельствах». Но к началу августа, когда Трамп пригрозил Москве и её торговым партнёрам вторичными санкциями, некоторые крупные российские банки столкнулись с серьёзными трудностями. Ущерб был уже не теоретическим — они видели его в своих балансовых отчётах.

Таков был контекст, когда Путин решил, что наконец-то готов встретиться с Трампом лично. Отправляясь на Аляску, российский лидер оказывается в затруднительном положении. Некоторые российские банковские чиновники, пожелавшие остаться анонимными, чтобы обсудить информацию, не являющуюся публичной, опасаются, что, если он заключит выгодную сделку, это может привести к сокращению военных расходов, что повлечёт за собой серьёзные последствия для подрядчиков, имеющих задолженность. Однако продолжение войны может быть сопряжено с ещё более серьёзными рисками, если Трамп выполнит свои угрозы и ужесточит нефтяные санкции.
Этого Путин хочет избежать. Его просьба об ослаблении санкций сопровождалась требованием, чтобы Украина уступила России весь восточный регион Донбасс, а также Крым, и чтобы Киев вывел войска из районов, которые он всё ещё контролирует. Президент Украины Владимир Зеленский, которого также не пригласили на саммит, и европейские лидеры отвергли это предложение в минувшие выходные.
www.bloomberg.com/news/features/2025-08-13/russia-s-faltering-war-economy-adds-to-putin-s-woes-ahead-of-trump-summit
14.08.2025
12:39
Страна
Инструменты
Тип
Раздел