МНЕНИЕ: Без всякого достоинства лидеры пали к ногам Трампа в Гааге - и ради чего? Все ключевые проблемы НАТО остаются нерешёнными — Мартин Кеттл, обозреватель Guardian

Натовский саммит в Гааге был срежиссированным преклонением перед Дональдом Трампом. Изначально запланированная двухдневная встреча была сокращенадо одного утреннего официального заседания, чтобы польстить самолюбию президента и учесть его рассеянность. Повестка дня была цинично сужена, чтобы сосредоточиться на увеличении расходов на оборону, которого он требует от союзников США. Вопросы, которые могли бы спровоцировать или смутить Трампа, — конфликт на Украине или вопрос о том, действительно ли была устранена ядерная угроза со стороны Ирана в результате бомбардировок США, — были отложены на второй план.
Вместо этого генеральный секретарь НАТО Марк Рютте развернул перед собравшимися картину лести. Во вторник Рютте превозносил гениальность Трампа в вопросе Ирана; вчера он увенчал его лаврами провидца, предвидевшего стремление НАТО к достижению цели по расходам в 5% от ВВП. Никто не испортил праздник. Как вчера выразилась бывший советник президента Фиона Хилл, НАТО, похоже, ненадолго превратилось в Североатлантическую организацию Трампа.
Однако для Рютте и большинства лидеров альянса это были 24 часа самоуничижения с конкретной целью. Целью этого первого саммита НАТО при втором президентстве Трампа было максимально полно вовлечь США в трансатлантический альянс. Ничто другое не имело значения. Необходимо было любой ценой избежать повторения потрясений, которые Джей Ди Вэнс и Пит Хегсет устроили Европе на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале. В стремлении к этой цели не было ничего более унизительного или лицемерного.
Итак, была ли миссия НАТО выполнена? Возможно, да, судя по тому, как Трамп в целом хорошо себя вёл в Гааге. Обещание выделить 5% бюджета было «очень важной новостью», заявил он. США по-прежнему привержены доктрине коллективной обороны НАТО, о которой говорится в статье 5, сказал он на пресс-конференции после саммита, хотя его странный выбор слов — «Мы здесь, чтобы помочь им защитить свою страну» — не всех успокоит. Тем не менее лидеры продемонстрировали то, что Генри Джеймс назвал «спокойствием перед лицом результата». Саммит НАТО получил то, что и должен был получить.
Но в долгосрочной перспективе это умиротворение Трампа ничего не решает. С политической точки зрения саммит в Гаагене означает возобновления нормальных отношений, не говоря уже о начале нового золотого века НАТО. В эпоху Трампа такое невозможно. С политической точки зрения саммит был попыткой прощупать почву. Да, ситуация не ухудшилась, и многие, включая Рютте, сочтут это своего рода достижением. Однако ни одна из других ранее существовавших проблем НАТО не была решена. Большинство из них по-прежнему актуальны.
Из нихвыделяются четыре. Первая и самая насущная — Украина. Трамп по-прежнему нетерпелив в отношении Украины, верит в прекращение огня и не хочет возобновлять военную помощь США. Но и другие члены НАТО не могут предоставить Украине необходимую помощь. Поэтому война продолжается, отчасти из-за Трампа. Некоторые считают, что война может стать постоянной.
Вторая сложность заключается в абсолютной непредсказуемости Трампа. В Гааге всё было хорошо отрепетировано, но как долго это будет продолжаться? Никто не может сказать наверняка. Мир всё ещё переваривает последствия импульсивного поведения Трампа в отношении Ирана, когда военные действия были отменены в пользу дипломатии в один день, а на следующий день началась война, за которой последовало провозглашение мира. Бомбардировка в Иране напомнила союзникам США по НАТО о том, как мало власти на самом деле у них есть над президентом, и подчеркнула, насколько сложно подвергать сомнению действия Трампа.
Это приводит нас к третьей проблеме. Обязательство тратить 5% ВВП на оборону — это политическая цель, а не нынешняя реальность. Великобритания, например, стремится достичь 5% к 2035 году, и сделать это можно будет только с помощью некоторых ухищрений в отношении того, что можно законно отнести к сфере безопасности, как ясно следует из нового документа правительства о стратегии национальной безопасности, опубликованного во вторник в преддверии саммита НАТО.
Десять лет — это долгий срок. Многое изменится. Преемники Трампа могут быть более приверженными НАТО, а могут оказаться ещё более ненадёжными, чем он. В других странах тоже могут произойти смены режима. Никто не знает. Как показала «революция дронов», война, несомненно, изменится. НАТО нужно быть осторожным и не переносить предположения 20-го века на планирование 21-го. В документе о стратегии национальной безопасности этот период справедливо назван эпохой «радикальной неопределённости». Однако инвесторы, в том числе инвесторы в высокотехнологичные отрасли, такие как оборонная, не терпят неопределённости.
Это подводит нас к четвёртой проблеме. Урегулирование отношений с Трампом может ничего не решить, потому что он пляшет под свою дудку. Но угрозы никуда не денутся. Это означает, что европейские страны НАТО и Канада должны создать жизнеспособную систему коллективной обороны от враждебных угроз, которая не будет зависеть от прихотей человека в Белом доме на каждом шагу. Это очень сложная задача. Но Вашингтон не может накладывать вето на то, будут ли страны Европы защищать себя от, скажем, российской агрессии.
Мартин Кеттл — обозреватель Guardian
www.theguardian.com/commentisfree/2025/jun/26/trump-the-hague-nato-europe-defence
26.06.2025
14:57
Страна
Инструменты
Раздел