Война Трампа с Ираном свидетельствует о опасном переходе от шоумена к диктатору — The Guardian

Военный парад, в ходе которого танки вышли на улицы Вашингтона в день рождения Дональда Трампа, был не просто проявлением авторитарного эго. Это была демонстрация силы и заявление о намерениях.
Ровно неделю спустя, находясь в ситуационном центре в кепке с надписью «Сделаем Америку снова великой» (Maga), американский президент отдал приказ о крупнейшем за последние десятилетия военном вмешательстве США, в ходе которого более 125 самолётов и 75 единиц вооружения, включая 14 бомб для уничтожения бункеров, нанесли удар по трём иранским ядерным объектам. Трамп назвал это «выдающимся военным успехом», но до сих пор неясно, какой ущерб был нанесён на самом деле.
Израиль и ястребы-республиканцы приветствовали рискованный шаг Трампа. Это встревожило некоторых его сторонников, которые поверили в его риторику о том, что он будет изоляционистом и положит конец войнам. Это поставило в неловкое положение Пакистан, который всего за день до этого заявил, что выдвинет кандидатуру Трампа на Нобелевскую премию мира.
Но для тех, кто внимательно следил за войной президента против демократии, которая с января включала в себя драконовские меры по борьбе с иммиграцией — в том числе правительственных агентов в масках, которые хватали людей на улице и депортировали их без надлежащей правовой процедуры, — и развёртывание морской пехоты и войск национальной гвардии против протестующих в Лос-Анджелесе, не было никаких противоречий.
Удар Трампа по Ирану стал ещё одним примером его пренебрежения общественным мнением — согласно опросу Economist/YouGov, опубликованному 17 июня, шесть из десяти американцев выступали против военного вмешательства США в конфликт между Израилем и Ираном — и его неуважения к Конгрессу.
Демократы поспешили указать на то, что его действия были явным нарушением конституции, которая наделяет Конгресс правом объявлять войну иностранным государствам. Не было никаких доказательств того, что США грозит неминуемая опасность, которая могла бы дать Трампу основания действовать в одностороннем порядке.
Адам Шифф, член-демократ двухпартийной рабочей группы Сената по национальной безопасности, отметил, чтоне было никаких разведданных, свидетельствующих о том, что Иран принял решение создать ядерную бомбу или конструирует механизм бомбы. И в нарушение протокола ведущие демократы по национальной безопасности не были проинформированы об ударах до тех пор, пока Трамп не объявил о них в социальных сетях.
Тем не менее, «Ястреб» Трамп выглядит достаточно знакомым любому, кто изучал внешнюю политику США. В свой первый срок он отдал приказ о нанесении ударов крылатыми ракетами по Сирии, расширил военные операции в Сомали, усилил кампанию против «Исламского государства», сбросил авиабомбу Massive Ordnance Air Blast в Афганистане и отдал приказ о нанесении удара беспилотником, в результате которого был убит иранский генерал Касем Сулеймани. Во время второго президентского срока Трампа бомбардировки в Йемене привели к гибели почти такого же количества мирных жителей за два месяца, как и за предыдущие 23 года атак США на исламистов и боевиков в стране.
Трамп призвал Иран «согласиться на прекращение этой войны», заявив, что «сейчас самое время для мира». Пока неясно, подтолкнут ли эти удары Тегеран к деэскалации конфликта или к его дальнейшему расширению.
Первое позволило бы Трампу и его армии сторонников объявить о победе. Второе дало бы ему возможность «сплотиться вокруг флага» и поставить демократов в затруднительное положение. Ничто так не подходит авторитару, как внешняя угроза.
Трамп, который устроил парад в честь своего дня рождения и использовал военных как декорацию, навлек на себя насмешки. Трамп, который выводит войска на улицы Лос-Анджелеса и сбрасывает бомбы на Иран, гораздо опаснее.
Уходит шоумен. Входит силач.
www.theguardian.com/us-news/2025/jun/23/trump-iran-strongman-analysis