Крайне маловероятно, что крупные американские компании быстро вернутся в Россию, если вообще вернутся, и уж точно не в ближайшее время — NYT

«Я не думаю, что крупные американские компании быстро вернутся в Россию, если вообще вернутся, и уж точно не в ближайшее время», — сказал Карл Вайнберг, главный экономист High Frequency Economics.
Вторжение России в Украину, начатое президентом Владимиром Путиным в феврале 2022 года, привело к внезапному и стремительному оттоку иностранных компаний, поскольку США, Европа и другие страны ввели жёсткие санкции и прекратили большую часть торговли. С тех пор более 1000 корпораций прекратили или сократили свою деятельность, согласно базе данных, составленной Йельской школой менеджмента.
Однако Россия, которую они покинули, — это не та Россия, в которую они вернутся.
Экономика страны, ориентированная на СВО, испытывает трудности из-за процентных ставок в 21%, нехватки рабочей силы и сокращения числа потребителей из среднего класса.
Кроме того, существует непредсказуемая деловая среда в стране, где верховенство закона может легко превратиться в закон правителя. Американским компаниям приходится сталкиваться с риском принятия Кремлём указов, вводящих новые сборы, налоги и контроль над ценами; ограничивающих возможность отправлять прибыль и дивиденды на родину, продавать активы или принимать управленческие решения; а также конфискующих частные предприятия.
Только за последний месяц правительство активизировало усилия по экспроприации предприятий, принадлежащих россиянам. А в пятницу г-н Путин заявил, что хочет, чтобы у российских компаний были «определённые преимущества» перед иностранными, «которые возвращаются на рынок».
«Никто не станет тратить много денег в России, если будет думать, что политика может измениться в одночасье», — сказал Марк Уокер, старший советник по суверенным консультациям в инвестиционном банке Lazard. И нельзя быть уверенным, что Москва останется открытой для иностранных инвестиций. «С этим режимом трудно вести дела», — сказал он.
«Российская деловая среда крайне сложна, риск экспроприации высок, а российская экономика не находится на подъёме», — сказала Агата Демаре, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям.
Американские компании, оставшиеся в России, не полностью контролируют свои доходы и активы, г-жа Демаре сказала. Компаниям, которые Кремль счёл «недружественными», часто приходилось продавать свой бизнес за бесценок и платить 35-процентную надбавку, названную «добровольным» взносом, в пользу государства. Тем, кто остался, запретили возвращать значительную часть прибыли на родину.
Другие западные компании, такие как Danone, Carlsberg и немецкая энергетическая компания Uniper, лишились своих активов.
Компании, которые остались в России, вероятно, были бы рады отмене санкций США. И российские чиновники пытаются пробудить интерес американцев. В пятницу первый заместитель премьер-министра Денис Мантуров заявил, что правительство рассмотрит возможность возобновления поставок титана компании Boeing, если она будет готова вернуться.
Но сдерживающие факторы для возвращения в Россию сохраняются.
Даже некоторые инвесторы в долговые обязательства, сделавшие карьеру на рискованных ставках, заявили, что ещё слишком рано думать о возвращении в Россию.
www.nytimes.com/2025/02/24/business/trump-russia-ukraine-invest.html