Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

МНЕНИЕ: Если бы Джон Рокфеллер инвестировал в России, он бы купил акции Роснефти и Лукойла, добавил бы Транснефть, НМТП и Совкомфлот для полной монополии. А фьючерсы на Brent помогли бы застраховать риски - блог Альфа-Инвестиции на Смартлаб

Его фамилия стала синонимом слова «богатство». Это первый в истории миллиардер, который сам заработал своё состояние. Рассказываем о принципах ведения бизнеса и инвестирования создателя Standard Oil Джона Рокфеллера.

Чем известны Рокфеллеры

Чаще всего на слуху имя Джона Рокфеллера, но в действительно это целая династия состоятельных американцев, и началась она не с Джона, а с его отца Уильяма, земельного спекулянта и торговца фальшивыми эликсирами.

Двое сыновей Уильяма стали основателями Standard Oil, которая к концу 1900-х годов захватила 90% нефтяного рынка США и в итоге попала под принудительное разделение по закону о монополиях.

Несмотря на раздел семейной компании, личное состояние Джона Рокфеллера превышало $1 млрд. С поправкой на инфляцию сегодня это были бы десятки миллиардов. Потомки Рокфеллеров и сегодня остаются мультимиллионерами.

Рокфеллер и российская нефть

Компания Standard Oil не инвестировала напрямую в России, но сыграла большую роль в становлении отечественной нефтедобычи. Заимствуя опыт Рокфеллеров, братья Нобель создали крупный промысел в Баку.

Семейство Нобель из Швеции занималось инженерным делом по заказу царского правительства. Альфред изобрёл динамит и учредил всемирную научную премию, а его братья стали пионерами нефтянки.

Роберт и Людвиг Нобели основали товарищество, ставшее крупнейшим экспортёром российской нефти в Европу и главным конкурентом Standard Oil. Нобели держали 20% европейского рынка против 10–15% у Рокфеллеров.

Что в России купил бы Рокфеллер

Опыт американских нефтяников позднее применялся и в других странах. Ключевая идея сводилась к следующему: нельзя инвестировать только в добычу, нужно контролировать всю цепочку поставок.

Портфель активов Джона Рокфеллера представлял собой всеохватывающую монополию. Он скупал месторождения, железные дороги, склады, порты, танкеры — всё, чтобы не зависеть от сторонних подрядчиков.

Создавая аналогичный портфель на российском рынке, инвестор тоже может выстроить похожую монополию, покупая вертикально интегрированные, а также инфраструктурные компании.

Роснефть+ЛУКОЙЛ

По отдельности они контролируют порядка 20–40% российского рынка, но в сумме дают почти две трети. Чтобы не мучиться выбором, лучше купить акции обоих гигантов. Так основной объём нефти будет под контролем.

Транснефть

Уже готовая монополия, крупнейший в России и мире оператор магистральных нефтепроводов. Обеспечивает перевозку большей части российской нефти. Логичным образом дополняет представителей добычи и переработки.

НМТП

Новороссийский морской торговый порт — третий по размеру оператор Европы. Кроме самого Новороссийска, управляет портами на Балтике. На 35% принадлежит Транснефти и является ключевым звеном в экспорте нефти.

Совкомфлот

Компания обслуживает российский танкерный флот, являясь крупнейшим в мире оператором судов класса Aframax. В условиях санкций и ухода на Восток роль Совкомфлота выросла. Это тоже стратегически значимый актив.

Фьючерсы на Brent

Портфель нефтяных активов, очевидно, будет сильно зависеть от колебаний мировых цен на нефть, которые контролировать невозможно. Рокфеллеры решали этот вопрос, фиксируя цены в долгосрочных контрактах.

Обычному инвестору такой вариант недоступен, но он может подстраховать свой портфель от убытков, продавая фьючерсы на нефть (т.е получать прибыль, когда цена на нефть падает). 

Валерий Емельянов, инвестиционный аналитик

Альфа-Инвестиции