Проблема инфляции в мировой экономике ослабевает но рецессия все еще вероятна — The Economist
После трех хаотичных лет у инвесторов есть несколько причин для оптимизма в отношении мировой экономики. В Америке инфляция снижается, что порождает надежды на «мягкую посадку», при которой рост цен окажется под контролем без рецессии. Удача улыбнулась Европе, где преимущественно теплая зима привела к резкому падению цен на энергоносители. А экономика Китая, освобожденная от разрушительной политики Си Цзиньпина «zero-Covid», готова к восстановлению. Рынки ликуют. Индекс американских акций S&P 500 вырос на 5% с начала года. Цены на акции в Европе и на развивающихся рынках выросли еще больше.
Увы, еще слишком рано объявлять об окончании проблем мировой экономики. В Америке потребительские цены упали в декабре, и годовая инфляция может опуститься ниже 2% в этом году благодаря удешевлению энергии и товаров. Однако по мере снижения роста цен снижается и рост ВВП. Розничные продажи и промышленное производство упали в декабре, а опережающие индикаторы производства резко снизились — что обычно указывает на приближение рецессии. Самая здоровая часть экономики — это рынок труда. Но раскаленный спрос на работников — не совсем хорошая новость: Федеральной резервной системе будет сложнее убедиться в том, что инфляцию удалось усмирить.
Несмотря на громкие увольнения в крупных технологических компаниях, уровень безработицы в Америке составляет всего 3,5%, а количество новых обращений за пособием по безработице является самым низким за последние три с половиной месяца. Годовой рост заработной платы снизился по некоторым показателям, но остается около 5%; 24 января Walmart заявил, что повысит начальную заработную плату с $12 в час до $14. Поскольку производительность труда работников растет всего на 1% в год, быстрый рост заработной платы предвещает рост цен, значительно превышающий целевой уровень инфляции ФРС в 2%.
Некоторые политики надеются, что компании, прибыль которых резко выросла в 2021 году, смогут поглотить быстрый рост заработной платы без дальнейшего повышения цен. Однако к осени прошлого года рост прибыли обеспечил лишь восьмую часть инфляции времен пандемии. Учитывая, что Уолл-стрит ожидает разочаровывающих доходов в четвертом квартале 2022 года, это говорит о том, что фирмы будут повышать цены в соответствии со своими трудовыми затратами.
Рынки ожидают, что ФРС начнет снижать процентные ставки в течение года по мере замедления роста. Но если ФРС серьезно намерена снизить инфляцию до 2% и удерживать ее на этом уровне, ей придется удерживать ставки на высоком уровне до тех пор, пока рост заработной платы не охладится — даже если это приведет к рецессии.
Если Америка столкнется с рецессией, она, скорее всего, захватит с собой Европу. Несмотря на падение цен на энергоносители, в еврозоне также существует проблема инфляции, о чем свидетельствует рост заработной платы. Кристин Лагард, глава Европейского центрального банка, предупредила, что процентные ставки придется значительно повысить, вопреки более голубиным ожиданиям инвесторов. Укрепление доллара — что вполне вероятно, если ФРС продолжит повышать ставки, а инвесторы испугаются последствий — повысит импортную инфляцию и еще больше усложнит работу ЕЦБ, а также ослабит ралли на развивающихся рынках.
Конец «zero-Covid» в Китае снизил вероятность того, что цепочки поставок засорятся. Тем не менее, восстановление экономики Китая не является безусловным благом для остального мира, у которого есть проблема инфляции, а не нехватки расходов. Дополнительный импорт Китая добавит еще больше топлива в перегретые экономики. Газовые хранилища Европы заполнены отчасти потому, что спрос Китая на сжиженный природный газ в 2022 году был на 20% ниже своего обычного уровня. Теперь спрос, скорее всего, восстановится, что может привести к очередному резкому росту цен следующей зимой. Только после того, как будут побеждены два врага — перегретые рынки труда и энергетический кризис, мировая экономика выйдет из кризиса.
www.economist.com/leaders/2023/01/26/the-world-economys-inflation-problem-is-easing