Выбор темы
Выбор стиля шрифта
SMARTLAB NEWS

Временный рост экспорта и цен не поможет российским угольщикам — Forbes

По данным Росстата, в январе-августе 2024 добыча энергетического угля в России в годовом исчислении сократилась на 3,1%, до 215 млн т, в том числе антрацита — на 19,3%, до 14 млн т, добыча коксующегося или металлургического угля выросла на 8,5%, до 73,9 млн т.

По итогам первых 7 месяцев нынешнего года угольные компании России получили убыток в 3,1 млрд рублей против прибыли в 316,1 млрд рублей годом ранее. 

  • По оценке отраслевого портала The Coal Hub, на энергетический уголь приходится около 80% российского угольного экспорта. Портал указывает, что в январе-августе 2024 года общая перевалка угля в российских портах снизилась на 11,5% в годовом исчислении, до 124,8 млн т.
  • Официальные данные по российскому экспорту в стране закрыты. 
  • Губернатор Кузбасса: добыча угля в Кузбассе по итогам восьми месяцев 2024 года снизилась на 9,4% в годовом исчислении, до 133 млн т. Кузбасс добывает более половины всего российского угля. Угольные предприятия региона работают либо в убыток, либо с нулевой доходностью: доля убыточных компаний достигает уже 56,6% (больше, чем в среднем по России).
  • По данным Министерства угольной промышленности Кемеровской области, в Кузбассе добывается в основном энергетический уголь.

Старший эксперт Института энергетики и финансов (ИЭФ) Александр Титов:
«Снижение добычи энергетического угля наблюдается в Кузбассе, у которого низкие экспортные нетбэки (нетбэк — цена реализации продукта за вычетом стоимости доставки до покупателя) и сложности с доставкой угля в восточные порты, а во второй половине 2024 года начали наблюдаться сложности с отправкой грузов в западном направлении.

С прибыльностью компаний также все объяснимо. Средняя производственная себестоимость добычи угля в России в первом полугодии 2024 года — 2800 рублей ($31) за т, а нетбэки за этот же период для Кузбасса были в среднем $3 за т при транспортировке в порты на западе России и $28 за т — на востоке. Компаниям сложно держать показатели при такой конъюнктуре».

С энергетическим углем проблема следующая: цены выросли и покупатели готовы забирать эти спотовые объемы в портах западной части России, но РЖД очень сильно режет заявки на перевозку как в Тамань, так и на Балтику, и угольщики по факту такого роста цен не видят»

Аналитик «БКС Мир инвестиций» Ахмед Алиев:
По коксующимся углям экспорт из Кузбасса пока убыточный (убыток $5-10 за т, по нашим оценкам) на фоне растущих транспортных издержек и себестоимости.

Декабрьские фьючерсы на уголь GC Newcastle торговались 2 октября на бирже ICE по $151,9 за т, поднявшись на 6% с недавней нижней точки в $143,2 16 сентября, а фьючерсы на южноафриканский энергетический уголь API4 Richards Bay — по $111,3, поднявшись на 4,8% с $106,0 19 сентября.

При этом цены были далеки от предыдущих пиков в $299,8 за т австралийского угля и $230,15 — южноафриканского, отмеченных в начале декабря 2022 года.

  • Китай, главный потребитель угля, с мая по август импортировал 20,4 млн т угля из России, что на 12,8 млн т больше, чем за первые четыре месяца 2024 года, и на 19,3 млн т больше, чем в тот же период годом ранее, сообщает S&P.
  • Турция, второй крупнейший потребитель, ввезла из России с мая по август 6,7 млн т энергетического угля — это больше, чем 6,1 млн т в январе-апреле, но меньше по сравнению с 7,4 млн т годом ранее.
  • Южная Корея, третий крупнейший покупатель российского угля, импортировала в мае-августе 6,2 млн т энергетического угля, что на 5,1 млн т больше, чем за первые четыре месяца текущего года, но на 7,8 млн т меньше, чем в мае-августе 2023 года.
Управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин:
«Доля убыточных компаний в угольном секторе растет и  перспективы негативные. Эта тенденция останется в силе в обозримом будущем. По итогам восьми месяцев 2024 года подтверждаются падающие объемы добычи, в том числе и в связи с сокращением внутреннего спроса на фоне заметного снижения производства стали». 

Мировые импортеры покупают [в целом] угля меньше, чем в прошлом году, снижается рентабельность добычи. Дополнительный негатив приносят с собой тарифы на железнодорожные перевозки угля, которые в этом году выросли. Падение цен и рост издержек на логистику не оставляют угольной отрасли шансов на быстрое восстановление.
www.forbes.ru/biznes/522388-cto-v-konce-tonnela-vremennyj-rost-eksporta-i-cen-ne-pomozet-rossijskim-ugol-sikam?utm_source=forbes&utm_campaign=lnews