Банк России опубликовал Резюме ("минутки") обсуждения ключевой ставки по итогам заседания 22 марта
Банк России публикует Резюме обсуждения ключевой ставки по итогам заседания 22 марта
— Годовая инфляция в феврале ускорилась до 7,7%. Текущая инфляция в феврале осталась на уровне января — 6,3% с сезонной корректировкой в годовом выражении (с.к.г.).
— Снижение инфляционного давления в последние месяцы происходит, хотя и менее выраженно, чем в конце 2023 года.
— Требуется время, чтобы убедиться в устойчивости и достаточной скорости дезинфляционных тенденций.
- Участники согласились, что если в конце 2023 года были признаки замедления роста экономики, то в первые месяцы 2024 года он вновь ускорился.
— Индикатор бизнес-климата Банка России в марте увеличился до максимального значения за последние 12 лет.
— Сильная, незамедляющаяся динамика потребительской активности была одним из главных сюрпризов в начале года.
- Участники обсуждения обратили внимание на ряд оперативных и косвенных индикаторов, которые могут указывать на сохранение высокой инвестиционной активности в начале года.
— Степень влияния на инфляцию дополнительных расходов бюджета будет зависеть прежде всего от источников их финансирования
- Кредитная активность в целом замедляется, но пока неравномерно.
- Сберегательная активность остается высокой
- В условиях высоких темпов роста доходов население одновременно наращивает и потребление, и сбережения.
- в текущих условиях для устойчивого возвращения инфляции к цели нужен более высокий уровень реальных процентных ставок по сравнению с теми, которые раньше обеспечивали низкую инфляцию.
- с учетом лагов трансмиссии и проводимой денежно-кредитной политики денежно-кредитные условия в ближайшие месяцы будут ужесточаться, влияние жестких денежно-кредитных условий на сберегательную и кредитную активность станет более выраженным.
- В отношении дальнейшей динамики экспорта и импорта сохраняется высокая неопределенность.
- баланс рисков для инфляции по‑прежнему смещен в сторону проинфляционных.
С учетом данных, полученных после февральского решения по ключевой ставке, и оценки развития ситуации относительно февральского прогноза Банка России участники обсуждения рассматривали только сохранение ключевой ставки на уровне 16,00% годовых. Основными аргументами в пользу этого решения были следующие:
- Пока нет уверенности в скорости дальнейшей дезинфляции. Текущий рост цен остается высоким, показатели устойчивой инфляции сохраняются в диапазоне 6–7% с.к.г. Сюрпризом за прошедший период стала динамика потребления и необеспеченного потребительского кредитования. Значительный рост доходов позволяет населению одновременно как больше сберегать, так и больше тратить. Это может усиливать инерцию инфляции, особенно в ее устойчивой части.
- Денежно-кредитные условия пока не в полной мере подстроились к предыдущим повышениям ключевой ставки. Подстройка объемов кредитования продолжится в ближайшие месяцы. Ужесточение денежно-кредитных условий будет в том числе происходить за счет роста реальных процентных ставок, учитывая снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса с начала года. Сохранение уровня ключевой ставки позволит обеспечить необходимую жесткость денежно-кредитных условий для возвращения инфляции к цели в 2024 году.
- Риски от преждевременного снижения ключевой ставки могут быть существенными. Экономические агенты могут скорректировать ожидания в сторону слишком быстрого снижения процентных ставок. Это может привести к быстрому снижению склонности к сбережению, смягчению денежно-кредитных условий и, как следствие, к дальнейшему росту спроса и инфляции. Опыт других стран показывает, что слишком раннее снижение ставок ведет ко второй волне инфляции, справиться с которой еще сложнее, чем с первой. Такое несвоевременное снижение может требовать от монетарных властей новых и более значительных повышений ставки впоследствии.
Участники подробно обсудили сигнал о будущей траектории ключевой ставки. Сложилось единое мнение о том, что следует сохранить указание на продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Но также были высказаны мнения о необходимости дать дополнительный направленный сигнал о возможных шагах по изменению ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Участники, которые предложили дать сигнал об оценке целесообразности повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях, высказывали следующие основные аргументы:
- Нет убедительных свидетельств, что набрана достаточная скорость дезинфляции. Проинфляционные сюрпризы в данных по рынку труда, потребительскому спросу и потребительскому кредитованию могут говорить о недооценке масштаба положительного разрыва выпуска. Риски того, что устойчивая инфляция закрепится на текущем повышенном уровне или вырастет, являются значимыми. Это может потребовать более высокого уровня ключевой ставки для возвращения инфляции к 4%.
- Поскольку более трех лет инфляция преимущественно находилась выше цели, могут возникнуть риски для доверия к денежно-кредитной политике при более позднем достижении цели по инфляции, чем прогнозируется. Снижение доверия может привести к устойчивому росту инфляционных ожиданий, сокращению горизонта планирования для населения и бизнеса, ухудшению перспектив долгосрочного роста экономики.
Те участники обсуждения, которые высказывались в пользу сигнала о целесообразности снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях, привели следующие аргументы:
- Необходимая жесткость денежно-кредитных условий достигнута. Она зависит не столько от уровня номинальных, сколько от уровня реальных процентных ставок. Если фактическая инфляция продолжит устойчиво замедляться, а инфляционные ожидания широкого круга экономических агентов снижаться, то денежно-кредитные условия могут быстро ужесточаться в реальном выражении. Сохранение той же степени жесткости денежно-кредитных условий (в реальном выражении) будет возможно только при постепенном снижении уровня ключевой ставки.
- Инфляция, особенно ее устойчивая часть, складывается ниже уровней, которые наблюдались при повышении ключевой ставки до 16,00% годовых в декабре 2023 года. При продолжении дезинфляционных тенденций и дальнейшего снижения инфляционных ожиданий это открывает пространство для снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях, что требуется отразить в сигнале.
По итогам обсуждения сложился консенсус о том, что на мартовском заседании не следует давать дополнительный направленный сигнал об изменении уровня ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Для снижения ключевой ставки, по мнению участников обсуждения, необходимы дальнейшее устойчивое замедление текущей инфляции; охлаждение потребительского кредитования и потребительской активности; снижение жесткости рынка труда; отсутствие реализации проинфляционных рисков со стороны бюджета или внешних условий. К повышению ключевой ставки, в свою очередь, могут привести закрепление инфляции на текущем уровне (особенно в устойчивой ее части) или ее увеличение; отсутствие признаков снижения или дальнейший рост потребительской активности; увеличение жесткости рынка труда и масштабов положительного разрыва выпуска в экономике; реализация иных проинфляционных рисков, угрожающих возвращению инфляции к цели в 2024 году.
По итогам состоявшейся дискуссии Совет директоров Банка России 22 марта 2024 года принял решение установить ставку на уровне 16,00% годовых с 25 марта 2024 года. Совет директоров Банка России также посчитал оправданным сохранить сигнал о необходимости продолжительного периода поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике без дополнительного направленного сигнала о возможных дальнейших шагах по изменению ключевой ставки на ближайших заседаниях.
cbr.ru/dkp/mp_dec/decision_key_rate/summary_key_rate_01042024/